Шаззо, Аслан Махмудович.
    Глава нартов Орзэмэдж и бог Древнего Египта Осирис как корреляты [Текст] / А. М. Шаззо // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2022. - Вып. 2. - С. 88-100. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 2410-3691
УДК
ББК 63.3(2)2
Рубрики: История
   Древнейшие племена и государства на территории России в I тыс. до н. э. - IX в. н. э.

Кл.слова (ненормированные):
Бог -- Орзэмэдж -- Осирис -- Тхьэ -- альтруизм -- атхи -- вождество -- демократизм -- иной мир -- монархия -- нарты -- прачеркесы -- сино-кавказский -- теонимы -- фараоны -- хасэ -- хатты
Аннотация: Автором данной работы производится сравнительный анализ образа Орзэмэджа, который дан в сказаниях эпоса черкесов (адыгов) как предводитель Хасэ, органа нартского самоуправления, и одного из главных богов Древнего Египта Осириса, принесшего египтянам земледелие и правившего как на земле, так и в потустороннем мире. Исследование предлагает увидеть избранные персонажи несколько иными, возможно, более реалистичными с точки зрения их социального статуса, религиозного мировоззрения общества, в который они вживлены, их идеологических устремлений, нравственных, а в целом - культурных ориентиров. Статья исполнена сообразно схеме, выстроенной из взаимосвязанных и взаимообусловленных понятий: нартский Бог - "Тхьэ", нартский характер - их Хабзэ и нартское общество - их Хасэ. Монотеистическое понимание прачеркесами "Тхьэ", с одной стороны, формирует их высокую нравственность, с другой, порождает соответствующее общественно-политическое устройство, введенное на освоенной ими территории. Автором высказана мысль и о том, что язычество с его распрями между богами не улучшает, а ухудшает моральный климат общества. В русле с приведенной выше схемой понятий проявляется и то, насколько заметный след оставили прачеркесы в Древнем Египте.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)