Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
в найденном
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>A=Чернейко, Людмила Олеговна$<.>)
Общее количество найденных документов : 5
Показаны документы с 1 по 5
1.


    Чернейко, Людмила Олеговна (доктор филологических наук).
    Коннотации непроизводных прилагательных цвета в аспекте когнитивного анализа их сочетаемости с абстрактными именами существительными [Текст] / Л. О. Чернейко, Ли Яньянь // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2019. - № 5. - С. 144-164. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
УДК
ББК 81.03
Рубрики: Языкознание
   Лексикология

Кл.слова (ненормированные):
абстрактные имена существительные -- ассоциативные отношения -- дискурс СМИ -- коннотации -- метафоры -- метонимия -- непроизводные прилагательные -- прилагательные цвета -- русский язык -- символика цвета -- фразеология -- цветообозначения
Аннотация: На примере контекстов, извлеченных из современных российских СМИ, рассматривается как нормативная, так и нестандартная сочетаемость непроизводных прилагательных цвета с абстрактными существительными. Цель - выявить специфику семантического взаимодействия компонентов возникающих несвободных синтагм, степень мотивированности их сочетаемости, что позволяет придать когнитивный ракурс изучению такого достаточно традиционного объекта, как прилагательные цвета, позволяющий обнаружить лингвистическую специфику феноменов, которые цвет символизирует, и коннотативные значения цветообозначений.


Доп.точки доступа:
Ли Яньянь
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

2.


    Чернейко, Людмила Олеговна (доктор филологических наук).
    Аббревиатура как номинативный и экспрессивный знак в текстах российских СМИ [Текст] / Л. О. Чернейко, Ли Яньянь // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2020. - Т. 22, № 3 (200). - С. 229-246. - Библиогр.: с. 241-243 (43 назв.) . - ISSN 2227-2283
УДК
ББК 81.0
Рубрики: Языкознание--Россия
   Лингвистика текста

Кл.слова (ненормированные):
СМИ -- аббревиатуры -- восприятие текстов -- номинативный знак -- расшифровки аббревиатур -- средства массовой информации -- экспрессивный знак
Аннотация: Исследовано понятие "аббревиатура" в лингвистике с позиции восприятия и уважения к читателю.


Доп.точки доступа:
Ли Яньянь (аспирант)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

3.


    Чернейко, Людмила Олеговна (доктор филологических наук).
    Острые вопросы вокруг остран(н)ения [Текст] / Л. О. Чернейко // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2022. - № 2. - С. 128-139. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
УДК
ББК 83.00
Рубрики: Литературоведение
   Теория литературы

Кл.слова (ненормированные):
восприятие текста -- литературные приемы -- остраннение -- структура текста -- типология остраннения -- удивление
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению категории остраннения прежде всего как модуса сознания либо автора художественного текста, либо повествователя, либо персонажа. И это состояние в основе своей имеет такой интеллектуальный феномен, как удивление, а остраннение, осмысляемое в виде литературного приема, лишь воплощает языковыми средствами, а также композицией произведения его эмоциональные обертоны - эпифеномены, сопровождающие удивление с прямо противоположными знаками при нейтральном нуле: а) остраннение-констатация "0" (нейтральное восприятие нового и/или непонятного), б) остраннение конструктивное "+" (приятие - конструктивное непонимание явления наблюдателем в его движении к пониманию, рождающее в читателе и эмоциональное приятие остранненного предмета, и интеллектуальный восторг перед интуицией художника) и в) остраннение деструктивное "–" (неприятие воспринимаемого, его очуждение, отстранение от него, имеющее разные причины, дающие основание для его типологии) в его разновидностях, определяемых интенциями "остраннителя" и их языковым воплощением в иронии, абсурдизации, критике.


Доп.точки доступа:
Шкловский, В. (русский писатель ; 1893-1984)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

4.


    Чернейко, Людмила Олеговна (доктор филологических наук).
    Читательское восприятие в науке о литературе: к истории и теории вопроса [Текст]. Ч. 1 / Л. О. Чернейко // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2022. - № 6. - С. 85-99. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
УДК
ББК 83.01
Рубрики: Литературоведение
   Поэтика

Кл.слова (ненормированные):
восприятие художественного текста -- когнитивная поэтика -- литературные приемы -- ритм текста -- структура текста -- художественные тексты -- читательское восприятие
Аннотация: Статья посвящена актуальной для современного состояния науки о литературе проблеме изучения восприятия художественного текста, взятой в ее проекции на теоретические предпосылки отечественной предыстории европейской рецептивной эстетики. В отечественной филологии сложились два направления в подходе к художественному тексту - психологическое и сугубо формальное. Когнитивная поэтика как магистральное современное направление в науке о литературе объединяет эти подходы в свете тех целей, которые она перед собой ставит: изучение как формально-смысловой организации теста, так и его понимания читателем. В фокусе исследования художественного произведения лежит его понимание, следовательно, в научном приоритете оказывается смысл текста, а также разработка алгоритмов его реконструкции в читательском восприятии. В связи с этим особое значение имеет терминологический аппарат, предполагающий разграничение терминов триады "восприятие - перцепция - рецепция". Особое внимание в изучении проблемы читательского восприятия уделяется концепции о влиянии ритма текста на его восприятие читателем.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

5.


    Чернейко, Людмила Олеговна (доктор филологических наук).
    Читательское восприятие в науке о литературе: к истории и теории вопроса [Текст]. Ч. 2 / Л. О. Чернейко // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 1. - С. 89-98. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
УДК
ББК 83.01
Рубрики: Литературоведение
   Поэтика

Кл.слова (ненормированные):
восприятие художественного текста -- деструктивное удивление -- лирические эмоции -- литературные приемы -- модус сознания -- остраннение -- перцепция -- рецепция -- удивление -- читательское восприятие
Аннотация: Вторая часть статьи посвящена феномену удивления, значимому для изучения читательского восприятия художественного текста и для понимания остраннения не только как литературного приема, но и как определенного состояния сознания читателя. В неоднозначной трактовке современной психологией этого состояния психики человека, взятого в статусах и базовой эмоции, и интеллектуальной оценки, нет противоречия, поскольку попытка понять мир сопровождается переживанием интенционального предмета, если не начинается с него. Однако новое, неведомое, будучи объектом-причиной удивления как интеллектуально-когнитивного состояния сознания, вызывает у разных людей прямо противоположные эмоциональные реакции - приязнь (приятие вплоть до восторга) и неприязнь (неприятие вплоть до раздражения). Именно эти эмоциональные эпифеномены удивления могут служить аргументом для разграничения рассматриваемого интеллектуального состояния на "удивление+", когда новое вызывает эмоциональное приятие и интеллектуальный интерес, и "удивление–", когда новое вызывает эмоциональное неприятие, не оставляющее места когнитивным устремлениям разума. Речевые примеры эмоциональной амбивалентности удивления представлены и в русском, и в других языках. Особое внимание уделяется связи понятия "удивление" с понятием "остраннение", а также их связи с авторской позицией. У становления текста есть и когнитивно-эстетическая причина, состоящая в осмыслении автором жизни через удивление в его двух ипостасях - приятии и отторжении, и формально-эстетическая цель, подтверждаемая черновиками. Изучение материала позволило прийти к выводу, что удивление автора (в любой из авторских художественных ипостасей) с его диаметрально противоположными эпифеноменами является причиной остраннения как вербально-композиционного воплощения этого модуса сознания в художественном тексте. При этом доминирует "удивление–" и адекватный ему прием остраннения в заданном рамками этого вида удивления языковом воплощении.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)