Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Поисковый запрос: (<.>A=Фабрикант, Маргарита Сауловна$<.>)
Общее количество найденных документов : 1
1.


    Фабрикант, Маргарита Сауловна (кандидат социологических наук; кандидат психологических наук; доцент; старший научный сотрудник).
    Эпидемия как история [Текст] : соотношение структуры и агентности в нарративах о "черной смерти" в современных русскоязычных школьных учебниках / М. С. Фабрикант // Вопросы образования. - 2021. - № 1. - С. 158-177 : 1 табл. - Библиогр.: с. 176-177 (17 назв. ) . - ISSN 1814-9545
УДК
ББК 74.2 + 60.52
Рубрики: Образование. Педагогика
   Общеобразовательная школа

   Социология

   Социология общества--Россия--Беларусь--Украина; Казахстан, 14 в.

Кл.слова (ненормированные):
агентность -- исследования учебников -- медиевизм -- нарративный анализ -- публичная история -- структура учебников -- структурный анализ -- черная смерть -- школьные учебники истории -- эпидемии -- эпидемия чумы
Аннотация: В статье представлены результаты сравнительного анализа нарративов о "черной смерти" - западноевропейской эпидемии чумы середины 14 в. - в шести современных русскоязычных школьных учебниках истории, изданных в России, Беларуси, Украине и Казахстане. Проведенный структурный анализ позволяет ответить на исследовательский вопрос о соотношении заданных извне условий (структуры) и индивидуального выбора (агентности) в изложении причин эпидемии, последовательности событий, атрибутировании характера протекания эпидемии и ее последствий. Установлено, что в нарративах структура преобладает над агентностью. Учебники не предлагают эталонных поведенческих паттернов как примеров для подражания и неявно транслируют представление о поведении в условиях эпидемии как о массовидном явлении, а не о результате индивидуального выбора. Такое представление об агентности вступает в явное противоречие с двумя условиями эффективной борьбы с эпидемией, выявленными на данных пандемии COVID-19: качественного государственного управления и осознанной готовности населения следовать предписаниям властей, несмотря на массово распространяющуюся недостоверную информацию. "Черная смерть" подается в учебниках истории фаталистически - в числе неизбежных атрибутов позднего Средневековья как "эпохи бедствий". Тем самым транслируется восприятие эпидемии в любую эпоху как знака наступления "плохих времен", что может способствовать формированию ожиданий неотвратимых бедствий в будущем и к катастрофизации переживания негативных явлений в настоящем. Чтобы сделать неизбежное в дидактическом формате обращение к истории как к "учительнице жизни" более конструктивным, предлагаются два инструмента: эксплицитное сравнение с эпидемиями других исторических эпох (не только современности) и контрфактическое моделирование альтернативных вариантов развития событий с учетом общих закономерностей поведения людей и особенностей эпохи.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)