Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>A=Мелик-Пашаев, Александр Александрович$<.>)
Общее количество найденных документов : 4
Показаны документы с 1 по 4
1.


    Мелик-Пашаев, Александр Александрович (кандидат психологических наук).
    Личность и эстетическое отношение к действительности [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев // Свободная мысль. - 2014. - № 1 (1643). - С. 175-188. - Библиогр. в сносках . - ISSN 0869-4443
УДК
ББК 74.200
Рубрики: Образование. Педагогика
   Теория и методика воспитания--СССР

Кл.слова (ненормированные):
жизненные ценности -- идеология -- коммунистическое воспитание -- личность -- произведения искусства -- социалистическая культура -- социалистическое искусство -- художественное воспитание -- художественное образование -- эстетическое воспитание -- эстетическое отношение к миру
Аннотация: Рассматриваются проблемы формирования личности человека, всей системы его отношения к действительности, жизненных ценностей при помощи художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Статья впервые была опубликована в журнале "Коммунист", № 3, 1984 г.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

2.


    Мелик-Пашаев, Александр Александрович (доктор психологических наук; главный научный сотрудник).
    Одаренность как норма и как призвание [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. - 2016. - № 2. - С. 70-82. - Библиогр.: с. 81-82 (32 назв.). - References.: с. 82 (32 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.37
Рубрики: Психология
   Психология личности

Кл.слова (ненормированные):
внутренняя энергия души -- индивидуальная одаренность -- ключевое переживание -- культурная одаренность -- норма статистическая -- одаренность -- одаренность личности -- призвание -- родовая одаренность -- творческое Я -- ценностная одаренность
Аннотация: В статье рассматриваются разные значения термина "норма": как статистически среднее, как приближающееся к культурному образу и как "высшее из возможного". С точки зрения ценностного значения термина одаренность оказывается не редкостью, а общечеловеческой нормой, поскольку человек является по природе творческим существом. Что касается одаренности к конкретным видам деятельности, то она рассматривается в двух аспектах: родовом, присущем человеку как потенциально универсальному существу, и индивидуальном, как направленность людей именно на данную область деятельности, как призвание к ней. В биографиях выдающихся людей, "призванных" к разным видам творчества, присутствуют близкие по психологическому содержанию "ключевые" переживания, определившие их путь. Такое переживание захватывает человека (обычно ребенка или подростка) полностью: на соматическом, эмоциональном, интеллектуальном и смысложизненном уровнях; оно помнится в течение всей жизни как главное событие, определившее творческий путь; оно более или менее отчетливо осознается как вневременная встреча с собственным будущим Я.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

3.


    Мелик-Пашаев, Александр Александрович (доктор психологических наук; главный научный сотрудник).
    Исток художественного творчества: значимое переживание и/или освоение культурной формы? [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская // Вопросы психологии. - 2018. - № 6. - С. 29-39. - Библиогр.: с. 37-39 (48 назв.). - References in Russian.: с. 38-39 (36 назв.) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.45
Рубрики: Психология
   Психология творчества

Кл.слова (ненормированные):
внутренняя активность души -- значимое переживание -- музыкальные способности -- освоение культурной формы -- творчество -- художественная одаренность -- художественное творчество -- художественные образы -- эстетическое отношение
Аннотация: В статье на примере классического исследования музыкальных способностей В. М. Теплова и других ученых, рассматривается исток самостоятельного художественного творчества человека. Показано, что творческая одаренность коренится не в специальных способностях, а в особом отношении человека к действительности, благодаря чему неповторимый опыт человека преобразуется в художественные образы.


Доп.точки доступа:
Новлянская, Зинаида Николаевна (кандидат психологических наук; ведущий научный сотрудник); Теплов, Б. М. (психолог ; 1896-1965)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

4.


    Мелик-Пашаев, Александр Александрович (доктор психологических наук; главный научный сотрудник).
    Доминанта и творчество [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. - 2020. - № 3. - С. 80-91. - Библиогр.: с. 90 (32 назв.). - References in Russian: р. 90-91 (26 names) . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.45
Рубрики: Психология
   Психология творчества

Кл.слова (ненормированные):
внутренняя энергия души -- дивергентное мышление -- доминанта -- жизненный опыт человека -- инсайт -- креативность -- одаренность -- психологические качества человека -- творчество
Аннотация: Способность к творчеству (одаренность) является сущностной характеристикой человека, проявлением изначально присущей ему "внутренней энергии души" (В. В. Зеньковский). В то же время атрибуты спонтанности и свободы, неотъемлемые от полноценного творческого акта, препятствуют изучению творчества в свойственной науке каузальной логике, в условиях эксперимента и с применением измерительных процедур. Альтернативный подход предполагает опору на целостную, "системообразующую" характеристику человека как творческой личности. Анализ психологических исследований, биографических данных и интроспективного опыта выдающихся творцов в разных областях культуры приводит к выводу, что основой полноценного и успешного творчества являются полнота погруженности и то "смысложизненное" значение, которое имеют для человека его деятельность в избранной области; его стремление "переводить в нее свою жизнь". В силу этого складывается соответствующая доминанта, которая модифицирует одновременно и психику человека, и картину мира, в котором он живет и творит. Она преобразует нейтральные (не специализированные) психологические качества человека в актуальные способности к данному виду деятельности и одновременно, действуя аналогично доминанте физиологического уровня, трансформирует эффект воздействия повседневных впечатлений, извлекая из них именно то, что отвечает ее запросу. В результате разнообразный жизненный опыт человека превращается в повод и материал для зарождения и воплощения творческих замыслов в науке, искусстве или какой-либо другой области. Это позволяет по-новому осмыслить те случаи "инсайта", когда его вызывают явления, с рациональной точки зрения не имеющие ничего общего с возникающей идеей или образом. Автор соотносит свою позицию с задачами развития одаренности в педагогической практике и обосновывает утверждение, что для воспитания творческой личности в какой бы то ни было сфере деятельности плодотворно раннее и полноценное приобщение детей к художественному творчеству, поскольку эстетическое отношение к миру воспитывает чувство сопричастности, родства со всеми явлениями бытия, чуткость к тем сторонам действительности, которые не представляются значимыми в контексте повседневности, но могут способствовать зарождению и оформлению творческих замыслов.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)