Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>A=Маслов, Данила Константинович$<.>)
Общее количество найденных документов : 4
Показаны документы с 1 по 4
1.


    Маслов, Данила Константинович (кандидат философских наук; доцент).
    Первенство принципов непротиворечия и исключенного третьего в "Вопросах" XIII – первой половины XIV вв. к "Метафизике" Аристотеля [Текст] / Д. К Маслов // Вопросы философии. - 2017. - № 7. - С. 207-222. - Библиогр.: с. 215-216. - Примеч.: с. 217-220 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
история искусства -- история философии -- комментарии -- принцип двойного отрицания -- принцип исключенного третьего -- принцип тождества -- принципы непротиворечия -- принципы противоречия -- схоластика -- философские принципы
Аннотация: В статье дается краткий обзор мнений схоластиков о первенстве принципов непротиворечия и исключенного третьего в комментариях к книге IV "Метафизики" Аристотеля, написанных в форме "Вопросов". Показано, что вопрос об эпистемологическом первенстве принципа был впервые поставлен Петром Овернским. Утверждение Петра о том, что первым принципом является принцип тождества принимали некоторые схоластики в конце XIII в. и в XIV в. Отвергали его несколько английских авторов конца XIII в., а в XIV в. - Иоанн Жанденский; наиболее развернуто возражал на это утверждение Франциск из Марке. Кроме того, у Франциска из Марке можно встретить критику тезиса, что прочие аксиомы выводятся из "первого принципа". Восстановить историю дискуссий о первых принципах в комментариях к "Метафизике" возможно лишь при обращении к рукописным текстам. В статье учтены все основные дошедшие до нас "Вопросы" рассматриваемого периода к кн. IV "Метафизики", многие из которых к настоящему времени еще не изданы. Особое внимание уделено манускриптам "Вопросов" Петра Овернского и малоизученным рукописям оксфордских комментаторов конца XIII в.


Доп.точки доступа:
Аристотель (древнегреческий философ ; 384-322 до н. э.); Франциск, из Марке (философ-схоласт); Петр, Овернский (философ-схоласт 13 века)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

2.


    Маслов, Данила Константинович (кандидат философских наук; доцент).
    Франциск из Меронна о возможности доказать непротиворечия и исключенного третьего и "Вопросы" XIII в. к "Метафизике" Аристотеля [Текст] / Д. К Маслов // Вопросы философии. - 2018. - № 10. - С. 175-185 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии, 13 в. последняя треть

Кл.слова (ненормированные):
доказуемость принципов -- история философии -- комментарии -- непротиворечие -- принцип исключенного третьего -- принцип непротиворечия -- принципы философии -- схоластика -- философские принципы -- философские трактаты
Аннотация: "Вопрос" о доказуемости принципов непротиворечия и исключенного третьего, входящий в трактат Франциска из Меронна "О принципах", с начала 1270-х гг. обсуждался в комментариях к "Метафизике" Аристотеля, написанных в форме "вопросов". В статье приводится обзор "вопросов" последней трети XIII в., посвященных доказуемости первых принципов. В комментариях к "Метафизике" наблюдается несколько подходов к рассмотрению quaestio: 1) Эгидия Римского и Лейпцигского анонима; 2) Петра Овернского и его последователей – Иоанна из Динсдейла и Радульфа Бритона; 3) псевдо-Генриха Гентского; 4) Анонима Циммерманна. Эгидий и Лейпцигский аноним систематизируют пропозиции по степени их доказуемости/недоказуемости и кратко постулируют возможность эленктического доказательства первых принципов. Петр Овернский, Иоанн и Радульф рассуждают о разных способах доказательства и допускают возможность лишь софистического доказательства ad aliquem "общих принципов", которое равнозначно эленктическому доказательству. Решение Анонима Циммерманна примыкает к solutio Эгидия и Петра, а решение псевдо-Генриха перекликается с аргументацией Петра Овернского против мысленного оппонента. Текст Франциска из Меронна вполне оригинален на фоне этих "Вопросов" к "Метафизике". Вместо того чтобы следовать за Аристотелем, автор рассматривает проблему в ракурсе скотистской метафизики: субъектом первого принципа является сущее, "атрибутом" которого служит, в частности, предикат принципа исключенного третьего – "утверждение либо отрицание". Франциск исходит из "адекватности" этого атрибута понятию сущего и из непосредственности связи субъекта и предиката в формулировке "первого сложного принципа". У понятия сущего нет определения и потому ничто не может быть доказано в отношении субъекта первого принципа через его определение, а именно так выстраивается доказательство других принципов. Статья предваряет перевод Вопроса XI трактата Франциска, выполненный и сопровождающийся примечаниями Д. К. Маслова.


Доп.точки доступа:
Аристотель (древнегреческий философ ; 384-322 до н. э.); Франциск, из Меронна (философ ; 1288-1328)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

3.


    Франциск из Меронна
    О принципах [Текст] : вопрос XI / Франциск из Меронна ; пер. с лат. и примеч. Д. К. Маслова // Вопросы философии. - 2018. - № 10. - С. 186-188. - Примеч.: с. 188 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии, 13 в. последняя треть

Кл.слова (ненормированные):
атрибуты принципов -- доказуемость принципов -- история философии -- метафизика -- принципы философии -- скотистская метафизика -- сущее -- философские принципы -- философские трактаты
Аннотация: Вместо того чтобы следовать за Аристотелем, автор рассматривает проблему в ракурсе скотистской метафизики: субъектом первого принципа является сущее, "атрибутом" которого служит, в частности, предикат принципа исключенного третьего – "утверждение либо отрицание". Франциск исходит из "адекватности" этого атрибута понятию сущего и из непосредственности связи субъекта и предиката в формулировке "первого сложного принципа". У понятия сущего нет определения и потому ничто не может быть доказано в отношении субъекта первого принципа через его определение, а именно так выстраивается доказательство других принципов.


Доп.точки доступа:
Маслов, Данила Константинович (кандидат философских наук; доцент) \, .\; Аристотель (древнегреческий философ ; 384-322 до н. э.)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

4.


    Маслов, Данила Константинович (кандидат философских наук; доцент).
    Ранний Дунс Скот и оксфордские "артисты" конца XIII в. о сигнификации имен [Текст] / Д. К Маслов // Вопросы философии. - 2019. - № 6. - С. 167-176. - Библиогр.: с. 174-176. - Примеч.: с. 174 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии, 13 в. кон.

Кл.слова (ненормированные):
вещи (философия) -- душа (философия) -- метафизика -- познаваемые вещи -- понятия -- преподаватели философии -- разум -- рукописи -- сигнификация имен -- существующие вещи -- схоластика -- философское наследие -- философы
Аннотация: Вслед за Дженнифер Эшворт, Сильвия Донати отмечает "сдвиг к концептуальному измерению" в схоластике последней четверти XIII в. Этот сдвиг можно наблюдать у Гвилельма из Бонкис, который, обсуждая сигнификацию имен, отождествляет понятие с вещью, как она постигается разумом. В конечном итоге этот тезис восходит, по-видимому, к Сигеру Брабантскому, согласно которому вещи обозначаются именно как познаваемые. Гвилельму вторит ранний Дунс Скот в "Вопросах к первой книге "Об истолковании”. В представлении о том, что "вещи как познаваемые" отличаются и от существующих вещей, и от мыслей в душе, можно было бы попытаться усмотреть корни "третьего царства" (Эгберт Бос) чтойностей Дунса Скота и скотистов, если бы поздний Дунс Скот не утверждал, что имена напрямую обозначают вещи вне души, а не ее претерпевания. В статье приводится несколько общих мест аргументации, которые использовали как Дунс Скот, так и оксфордские преподаватели философии, artistae, конца XIII века, в их комментариях к Аристотелю. В статье использованы неопубликованные рукописи сочинений англичан - современников Дунса Скота.


Доп.точки доступа:
Дунс Скот, И. (шотландский теолог; философ; схоластик ; 1266-1308); Гвилельм, из Бонкис
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)