Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>A=Гоготишвили, Людмила Арчиловна$<.>)
Общее количество найденных документов : 2
Показаны документы с 1 по 2
1.


    Гоготишвили, Людмила Арчиловна (кандидат филологических наук ; 1954-2018).
    Соотношение между полифоническим романом М. Бахтина и музыкальной полифонией [Текст] : (замечания к проблеме) / Л. А. Гоготишвили ; предисл. и подгот. публ. С. С. Неретиной // Вопросы философии. - 2019. - № 3. - С. 142-156. - Библиогр.: с. 154-156. - Примеч.: с. 151-154 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
история философии -- композиторы -- литературная полифония -- литературное творчество -- литературоведы -- монологизм -- монотональность -- музыкальная полифония -- музыкальная практика -- музыкальная теория -- музыкальное творчество -- полифония -- русская философия -- теория полифонии
Аннотация: В статье речь идет о путях развития полифонии как в музыкальном, так и в литературном творчестве. По мнению автора данной статьи, в период разработки теории полифонии М. М. Бахтин ориентировался не только на литературный процесс, но и на ситуацию в современной музыке. Поиски Бахтина в области литературной полифонии во многом перекликаются с музыкальной теорией и практикой А. Шёнберга. Бахтин, как и Шёнберг, ищет выход из кризиса на путях преодоления исчерпавших себя монологических форм. В частности, теория Бахтина предусматривает отказ от доминирования всеведущего автора, чему соответствует принципиальный отказ Шёнберга от монотональности в пользу атональности (или пантональности). Если ограничение власти автора в теории Бахтина приводит к эмансипации героев с их автономными голосами, то отказ Шёнберга от монотональности приводит к эмансипации диссонанса. Предусмотренное в теории Бахтина "проведение темы по многим и разным голосам" соответствует используемому в додекафонии серийно-двенадцатитоновому методу. Все эти – и многие другие – черты сходства между Шёнбергом и Бахтиным свидетельствуют о том, что, создавая теорию полифонического романа, Бахтин ориентировался в музыкальной сфере не столько на полифонию Баха, создавшую, скорее, предпосылки для воцарения монотональности, сколько на полифонию Шёнберга, нацеленную на преодоление музыкальной монотональности, аналогичное преодолению монологизма в бахтинском полифоническом романе. Статья подготовлена к публикации на основе архивных материалов С. С. Неретиной.


Доп.точки доступа:
Неретина, Светлана Сергеевна (доктор философских наук; профессор) \, .\; Бахтин, М. М. (литературовед; философ ; 1895-1975); Шёнберг, А. Ф. В. (австрийский и американский композитор ; 1874-1951)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

2.


    Гоготишвили, Людмила Арчиловна (кандидат филологических наук ; 1954-2018).
    Соотношение между полифоническим романом М. Бахтина и музыкальной полифонией [Текст] : (замечания к проблеме) / Л. А. Гоготишвили ; предисл. и подгот. публ. С. С. Неретиной // Вопросы философии. - 2019. - № 3. - С. 142-156. - Библиогр.: с. 154-156. - Примеч.: с. 151-154 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии

Кл.слова (ненормированные):
история философии -- композиторы -- литературная полифония -- литературное творчество -- литературоведы -- монологизм -- монотональность -- музыкальная полифония -- музыкальная практика -- музыкальная теория -- музыкальное творчество -- полифония -- русская философия -- теория полифонии
Аннотация: В статье речь идет о путях развития полифонии как в музыкальном, так и в литературном творчестве. По мнению автора данной статьи, в период разработки теории полифонии М. М. Бахтин ориентировался не только на литературный процесс, но и на ситуацию в современной музыке. Поиски Бахтина в области литературной полифонии во многом перекликаются с музыкальной теорией и практикой А. Шёнберга. Бахтин, как и Шёнберг, ищет выход из кризиса на путях преодоления исчерпавших себя монологических форм. В частности, теория Бахтина предусматривает отказ от доминирования всеведущего автора, чему соответствует принципиальный отказ Шёнберга от монотональности в пользу атональности (или пантональности). Если ограничение власти автора в теории Бахтина приводит к эмансипации героев с их автономными голосами, то отказ Шёнберга от монотональности приводит к эмансипации диссонанса. Предусмотренное в теории Бахтина "проведение темы по многим и разным голосам" соответствует используемому в додекафонии серийно-двенадцатитоновому методу. Все эти – и многие другие – черты сходства между Шёнбергом и Бахтиным свидетельствуют о том, что, создавая теорию полифонического романа, Бахтин ориентировался в музыкальной сфере не столько на полифонию Баха, создавшую, скорее, предпосылки для воцарения монотональности, сколько на полифонию Шёнберга, нацеленную на преодоление музыкальной монотональности, аналогичное преодолению монологизма в бахтинском полифоническом романе. Статья подготовлена к публикации на основе архивных материалов С. С. Неретиной.


Доп.точки доступа:
Неретина, Светлана Сергеевна (доктор философских наук; профессор) \, .\; Бахтин, М. М. (литературовед; философ ; 1895-1975); Шёнберг, А. Ф. В. (австрийский и американский композитор ; 1874-1951)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)