Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Поисковый запрос: (<.>A=Апалькова, Елизавета Сергеевна$<.>)
Общее количество найденных документов : 1
1.


    Апалькова, Елизавета Сергеевна.
    Типология русской магической прозы 1900-х - 1940-х годов [Текст] / Е. С. Апалькова, Н. М. Солнцева // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2022. - № 5. - С. 122-134. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
УДК
ББК 83.3(2Рос=Рус)6
Рубрики: Литературоведение
   Русская литература XX в.

Кл.слова (ненормированные):
магическая проза -- магический реализм -- магия -- мистика -- мифопоэтика -- псевдомагические сюжеты -- типология магической прозы -- фантастика
Аннотация: Представлена типология русской магической прозы 20 в., преимущественно повестей и рассказов. Широкое толкование термина побуждает рассматривать магическую прозу в соотношении с фантастикой и мистической прозой, где в основу сюжетов также положены иррациональные причинно-следственные отношения персонажей, события с вмешательством трансцендентных сил. Магия, играющая важную роль в фольклоре, становится источником литературных сюжетов. Отмечена роль мифа в формировании модернистской природы магической прозы. В произведениях разных авторов выявлена вариативность фактора чуда. При этом чудесное как определяющий элемент мифопоэтики магической прозы не требует логических, научных, психологических объяснений. В повествовательной стратегии приоритетно само сверхъестественное, меньше места отведено специфике его восприятия. Сделан вывод о том, что для человека 20 в. магическое выполняет функцию экзистенциала - модуса сознания, обращенного к бытию, реагирующего на него и определяющего особенность присутствия человека в нем. К типологическим чертам магической прозы относится отсутствие четкой границы между миром реальным и сверхъестественным. Синтез магического и реального - характерная черта подобных произведений. Установлено, что модификация фабулы определяется ролью и типом героя-мага, который выступает либо как помощник, либо как демонический герой. Ход событий задан мотивами и образами не столько сакрального, сколько тонкого мира в целом. Индивидуальная мотивация обращения к сверхъестественным явлениям у писателей различна, но общая цель использования магического едина - проникнуть в тайные пласты бытия. В магической прозе находит отражение спиритический и оккультный опыт. Проанализированы произведения с псевдомагическими сюжетами, обозначены средства их создания.


Доп.точки доступа:
Солнцева, Наталья Михайловна (доктор филологических наук)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)