Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>S=Социология идеологии -- Российская империя<.>)
Общее количество найденных документов : 3
Показаны документы с 1 по 3
1.


    Елишев, Сергей Олегович (доктор социологических наук; доцент; профессор).
    Особенности социологического анализа религии в России в имперский период ее истории [Текст] / С. О. Елишев // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2022. - № 1. - С. 31-68. - Библиогр.: с. 67. - Ref.: p. 68. - Продолж. Начало: № 3-4, 2021
УДК
ББК 60.563.0
Рубрики: Социология
   Социология идеологии--Российская империя

Кл.слова (ненормированные):
антисистема -- либерализм -- позитивизм -- радикальный либерализм -- религия -- секты -- умеренный либерализм -- церковь
Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей социологического анализа религии в России в имперский период ее истории. Отечественная социологическая традиция изучения религии как социокультурного феномена и социального института, сложившаяся в этот период, имеет свой неповторимый и своеобразный облик. Она к настоящему моменту только начинает возрождаться в постсоветской России и резко отличается от той традиции, которая имела место на Западе. В этом контексте обращение к трудам классиков русской религиозной, социально-политической мысли является очень перспективным направлением современных социологических исследований в данной области. Автор делает акцент на исследовании работ представителей трех идеологических направлений русской религиозной и социально-политической мысли: консерватизма, либерализма и социализма, а также особенностях исторического развития российского общества и государства и тех событиях, которые оказали знаковое влияние на становление и развитие научного осмысления религии в России. К таким особенностям автор, в частности, относит формирование "антисистемы" (системной целостности людей, негативно относящихся к своей Родине, ненавидящих свою собственную нацию, ее ценности и культуру, историю, традиционные религиозные, политические и социальные системы) в среде русской интеллигенции, бюрократии и части элиты русского общества под определенным влиянием западничества как последствие духовного раскола XVIII в., произошедшего в образованных слоях и элите русского общества. При изучении особенностей осмысления религиозной проблематики представителями русского либерализма автор статьи анализирует воззрения сторонников как радикального, так и умеренного (классического) либерализма: М. М. Ковалевского, Н. И. Кареева, П. Н. Милюкова, В. С. Соловьева, Б. Н. Чичерина, П. Б. Струве. Он отмечает тот факт, что осмысление данной проблематики осуществлялось этими авторами с "западнических" позиций. Либеральные мыслители в целом негативно оценивали религиозную ситуацию, а также государственно-конфессиональные отношения в имперской России. Они предлагали провести ряд преобразований в данной сфере и, в частности, говорили о необходимости отделения церкви от государства.


Доп.точки доступа:
Ковалевский, М. М. (историк; юрист; социолог ; 1851-1916); Кареев, Н. И. (социолог ; 1850-1931); Милюков, П. Н. (политический деятель; историк; публицист ; 1859-1943); Соловьев, В. С. (религиозный мыслитель; поэт; публицист ; 1853-1900); Чичерин, Б. Н. (философ; историк; публицист ; 1828-1904); Струве, П. Б. (экономист; историк; социолог; философ; общественно-политический деятель ; 1870-1944); Ланде, А. С. (юрист; политик; публицист ; 1872-1935)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

2.


    Елишев, Сергей Олегович (доктор социологических наук; доцент; профессор).
    Особенности социологического анализа религии в России в имперский период ее истории [Текст] / С. О. Елишев // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2022. - № 2. - С. 140-173. - Библиогр.: с. 172. - Ref.: p. 172-173. - Продолж. Начало: №№ 3-4, 2021; № 1, 2022
УДК
ББК 60.563.0
Рубрики: Социология
   Социология идеологии--Российская империя

Кл.слова (ненормированные):
антисистема -- византизм -- консерватизм -- неославянофильство -- религия -- секты -- славянофильство -- церковь
Аннотация: Cтатья посвящена исследованию особенностей социологического анализа религии в России в имперский период ее истории. Отечественная социологическая традиция изучения религии как социокультурного феномена и социального института, сложившаяся в этот период, имеет свой неповторимый и своеобразный облик. Она к настоящему моменту только начинает возрождаться в постсоветской России, и резко отличается от той традиции, которая имела место на Западе. При изучении данной проблемы автор делает акцент на исследовании работ представителей трех идеологических направлений русской религиозной и социально-политической мысли: консерватизма, либерализма и социализма, а также особенностях исторического развития российского общества и государства и тех событиях, которые оказали знаковое влияние на становление и развитие научного осмысления религии в России. К таким особенностям, автор, в частности, относит формирование "антисистемы" (системной целостности людей, негативно относящихся к своей Родине, ненавидящих свою собственную нацию, ее ценности и культуру, историю, традиционные религиозные, политические и социальные системы) в среде русской интеллигенции, бюрократии и части элиты русского общества, под определенным влиянием западничества, как последствие духовного раскола XVIII в., произошедшего в образованных слоях и элите русского общества. При изучении особенностей осмысления религиозной проблематики представителями русского консерватизма автор статьи анализирует воззрения Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, Ф. М. Достоевского, М. Н. Каткова, К. П. Победоносцева, Л. А. Тихомирова. Он отмечает тот факт, что осмысление данной проблематики осуществлялось этими авторами со "славянофильских", традиционалистских (почвеннических и охранительных) позиций, в контексте осмысления особенностей и своеобразия пути развития России, как центра восточно-христианской (православной) культуры, а также империи-правопреемницы православной Византии - защитницы Православия, Православной церкви и веры, православных народов, ценностей и культуры христианства, "удерживающей" мир от наступления зла и прихода власти антихриста.


Доп.точки доступа:
Данилевский, Н. Я. (социолог ; 1822-1885); Леонтьев, К. Н. (социолог; философ ; 1831-1891); Достоевский, Ф. М. (русский писатель; философ ; 1821-1881); Катков, М. Н. (публицист; издатель ; 1818-1887); Победоносцев, К. П. (правовед; государственный деятель ; 1827-1907); Тихомиров, Л. А. (общественный деятель; политический теоретик ; 1852-1923)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

3.


    Елишев, Сергей Олегович (доктор социологических наук; доцент; профессор).
    Особенности социологического анализа религии в России в имперский период ее истории [Текст] / С. О. Елишев // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2022. - № 3. - С. 54-84. - Библиогр.: с. 84. - Ref.: p. 84. - Продолж. Начало: №№ 3-4, 2021; №№ 1-2, 2022
УДК
ББК 60.563.0
Рубрики: Социология
   Социология идеологии--Российская империя

Кл.слова (ненормированные):
антисистема -- византизм -- государственность -- консерватизм -- национальная идея -- национальная культура -- национальное своеобразие -- особый путь развития -- православие -- представления о Боге -- религиозная вера -- религия -- церковь
Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей социологического анализа религии в России в имперский период ее истории. Отечественная социологическая традиция изучения религии как социокультурного феномена и социального института, сложившаяся в этот период, имеет свой неповторимый и своеобразный облик. Она к настоящему моменту только начинает возрождаться в постсоветской России, и резко отличается от той традиции, которая имела место на Западе. В этом контексте обращение к трудам классиков русской религиозной, социально-политической мысли, незаслуженно забытых, является очень перспективным направлением современных социологических исследований. При изучении данной проблемы автор делает акцент на исследовании работ представителей трех идеологических направлений русской религиозной и социально-политической мысли: консерватизма, либерализма и социализма, а также особенностях исторического развития российского общества и государства и тех событиях, которые оказали знаковое влияние на становление и развитие научного осмысления религии в России. При изучении особенностей осмысления религиозной проблематики представителями русского консерватизма автор статьи обратил особое внимание на работы К. П. Победоносцева, Л. А. Тихомирова. Он отмечает тот факт, что осмысление данной проблематики осуществлялось этими авторами со “славянофильских”, традиционалистских позиций, в контексте осмысления особенностей и своеобразия пути развития России, как центра восточно-христианской (православной) культуры, а также империи-правопреемницы православной Византии - защитницы Православия, Православной церкви и веры, православных народов, ценностей и культуры христианства, "удерживающей" мир от наступления зла и прихода власти антихриста. Русские консерваторы выступали за сохранение неповторимого облика и своеобразия пути развития России, русского общества и государства, их цивилизационной, духовной и культурной идентичности. соборности, общинности и коллективизма, усматривая в этом залог их дальнейшего благополучия и процветания. По мнению консервативных мыслителей, религия является духовным стержнем и основой, вокруг которых формируется национальная культура, традиции и образ жизни народа, общество, государственность, цивилизация. Несмотря на разницу в своих воззрениях и оценках окружающих их российских реалий, русские консерваторы были солидарны в том, что Россия имеет совсем иной путь и цель развития, чем секулярная западно-европейская культура, в значительной степени отошедшая от основ христианского мировосприятия и жизнедеятельности, настроенная в целом весьма враждебно и агрессивно по отношению к России и Православию.


Доп.точки доступа:
Победоносцев, К. П. (правовед; государственный деятель ; 1827-1907); Тихомиров, Л. А. (общественный деятель; политический теоретик ; 1852-1923)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)