Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>S=Всемирная история философии, 18 в.<.>)
Общее количество найденных документов : 11
Показаны документы с 1 по 11
1.


    Маслин, Михаил Александрович (доктор философских наук; профессор).
    Ломоносов и русское просвещение: к 300-летию со дня рождения основателя Московского университета [Текст] / М. А. Маслин // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2011. - № 5. - С. 3-23. - Библиогр.: с. 23 . - ISSN 0201-7385
УДК
ББК 87.3(2) + 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Философия России и СССР, 18 в.

   Всемирная история философии, 18 в.

Кл.слова (ненормированные):
философы -- Просвещение -- русское Просвещение -- немецкое Просвещение -- французское Просвещение -- русская философская мысль -- русские философы -- университеты
Аннотация: Наследие М. В. Ломоносова рассматривается в контексте русского Просвещения 18 века, в сравнении с немецким и французским Просвещением. Дан анализ мировоззрения Ломоносова и его влияния на дальнейшее развитие русской философской мысли.


Доп.точки доступа:
Ломоносов, М. B. (русский ученый-энциклопедист); Московский государственный университет им. М. В. ЛомоносоваМГУ
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

2.


    Кротов, А. А.
    "Республика ученых" и второе "Рассуждение" Руссо: историко-культурный контекст [Текст] / А. А. Кротов // Вопросы философии. - 2012. - № 10. - С. 140-149. - Библиогр.: с. 149 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии, 18 в.

Кл.слова (ненормированные):
республика ученых -- философские конкурсы -- неравенство -- политическое неравенство -- философские трактаты -- причины неравенства -- гражданское общество -- грехопадение
Аннотация: В статье анализируются трактаты, представленные наряду с сочинениями Руссо на конкурс Дижонской академии 1754 г., посвященные проблеме неравенства.


Доп.точки доступа:
Тальбер (аббат; победитель конкурса Дижонской академии); Руссо, Ж.-Ж. (французский философ; просветитель); Конкурс Дижонской академии; Дижонская академия \конкурс\
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

3.


    Иванова, А. С.
    Начала "идеологии": Антуан Дестют де Траси и его наука об идеях [Текст] / А. С. Иванова // Вопросы философии. - 2013. - № 8. - С. 146-148. - Библиогр.: с. 148. - Примеч.: с. 148 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии, 18 в.

Кл.слова (ненормированные):
идеология -- идея -- история философии -- наука об идеях -- теория познания -- философы -- французские философы
Аннотация: Краткий обзор "идеологии" - "науки об идеях" конца XVIII в., основанной Антуаном Дестют де Траси, предваряет первый перевод на русский язык 11-й главы первой части его "Элементов идеологии".


Доп.точки доступа:
Дестют де Траси, А. (французский философ; политик; экономист ; 1754-1836)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

4.


    Дестют де Траси, Антуан (французский философ; политик; экономист ; 1754-1836).
    Элементы идеологии [Текст]. Ч. 1. Идеология в собственном смысле слова / Антуан Дестют де Траси ; пер. с фр. А. С. Ивановой // Вопросы философии. - 2013. - № 8. - С. 149-154. - Примеч.: с. 154 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии, 18 в.

Кл.слова (ненормированные):
анализ -- идеологические теории -- идеология -- мышление -- понимание -- рассуждение
Аннотация: Первый перевод на русский язык одной из глав "Элементов идеологии" французского философа Антауна Дестют де Траси, в которой он размышляет о способе Кондильяка анализировать мысль.


Доп.точки доступа:
Кондильяк, Э. Б. де (французский философ; аббат ; 1715-1780)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

5.


    Круглов, Алексей Николаевич (доктор философских наук; профессор).
    "Vernunftlehre" и "Logik" в немецкой философии XVIII в. и задачи логики в эпоху Просвещения [Текст]. Ч. 1 / А. Н. Круглов // Вопросы философии. - 2018. - № 9. - С. 161-174. - Библиогр.: с. 171-174. - Примеч.: с. 170-171 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(4/8) + 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

   Всемирная история философии, 18 в.

Кл.слова (ненормированные):
Просвещение -- история философии -- логика -- немецкая философия -- немецкие философы -- практическая логика -- разум -- силлогистика -- теоретическая логика -- терминология -- философы -- эпоха Просвещения
Аннотация: В течение XVIII в. в немецкой философии сосуществовало около десятка терминов для обозначения логики, из которых особо выделялись два: "Vernunftlehre" и "Logik". Разночтения, первоначально связанные с переходом от латинского философского языка к немецкому, привели и к содержательным различиям в понимании задач логики в эпоху немецкого Просвещения, наиболее отчетливо проявившимся в "Учении разума" Хр. Томазия и "Немецкой логике" Хр. Вольфа. Томазий антропологизирует учение разума, утверждая, что оно относится только к человеку как обладающему разумом, и объясняет саму потребность в логике результатом грехопадения, после которого необходимо возвращение к здоровому состоянию рассудка. Томазий отказывается от схоластической мнемоники и силлогистики и концентрируется на практических задачах логики в повседневной жизни. Вольф строит собственную логику на математическом методе, исходит в теоретической части из трехчленной структуры "понятие – суждение – умозаключение" и является сторонником универсального применения силлогистики, в том числе и в искусстве открытия. Различаясь во взглядах на силлогистику, и Вольф, и Томазий утверждают необходимость в логике средств не только для обоснования истины, но и для открытия новых истин. Как Вольф, так и Томазий сознательно уходят от дискуссий по поводу второй составляющей термина "учения разума", а именно, является ли логика учением, наукой, искусством, инструментом, предпочитая вместо этого разрабатывать практическую часть логики, одним из высших достижений которой является соответствующий раздел в латинской логике Вольфа.


Доп.точки доступа:
Томазий, Хр. (немецкий философ ; 1655-1728); Вольф, Хр. (немецкий ученый-мыслитель ; 1679-1754)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

6.


    Крыштоп, Людмила Эдуардовна (кандидат философских наук).
    Кантовские лекции по логике и их значение для изучения кантовской практической философии [Текст] / Л. Э. Крыштоп // Вопросы философии. - 2018. - № 9. - С. 175-185. - Библиогр.: с. 183-185. - Примеч.: с. 183 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(4/8) + 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

   Всемирная история философии, 18 в.

Кл.слова (ненормированные):
Просвещение -- история философии -- кантоведение -- кантовский критицизм -- критическая философия -- лекции по логике -- логика -- немецкая философия -- немецкие философы -- познание -- практическая философия -- философы -- эпоха Просвещения
Аннотация: Для изучения практической философии Канта лекции по логике также могут сослужить неоценимую службу, проясняя такие важные понятия, как практическое и теоретическое познание, познание фактическое (историческое) и рациональное, понятие моральной веры и др. Изучение этих вопросов, разбираемых в лекционных записях курсов по логике, убеждает в том, что кантовский критицизм является логическим продолжением философской традиции Просвещения в Германии.


Доп.точки доступа:
Кант, И. (немецкий философ ; 1724-1804)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

7.


    Круглов, Алексей Николаевич (доктор философских наук; профессор).
    "Vernunftlehre" и "Logik" в немецкой философии XVIII в. и задачи логики в эпоху Просвещения [Текст]. Ч. 2 / А. Н. Круглов // Вопросы философии. - 2019. - № 3. - С. 172-187. - Библиогр.: с. 183-187. - Примеч.: с. 183 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(4/8) + 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

   Всемирная история философии, 18 в.

Кл.слова (ненормированные):
Просвещение -- история философии -- логика -- мнемоника -- немецкая философия -- немецкие философы -- практическая логика -- разум -- силлогистика -- схоластика -- теоретическая логика -- терминология -- философы -- эпоха Просвещения
Аннотация: В течение XVIII в. в немецкой философии сосуществовало около десятка терминов для обозначения логики, из которых особо выделялись два: "Vernunftlehre" и "Logik". Разночтения, первоначально связанные с переходом от латинского философского языка к немецкому, привели и к содержательным различиям в понимании задач логики в эпоху немецкого Просвещения, наиболее отчетливо проявившимся в "Учении разума" Хр. Томазия и "Немецкой логике" Хр. Вольфа. Томазий антропологизирует учение разума, утверждая, что оно относится только к человеку как обладающему разумом, и объясняет саму потребность в логике результатом грехопадения, после которого необходимо возвращение к здоровому состоянию рассудка. Томазий отказывается от схоластической мнемоники и силлогистики и концентрируется на практических задачах логики в повседневной жизни. Вольф строит собственную логику на математическом методе, исходит в теоретической части из трехчленной структуры "понятие – суждение – умозаключение" и является сторонником универсального применения силлогистики, в том числе и в искусстве открытия. Различаясь во взглядах на силлогистику, и Вольф, и Томазий утверждают необходимость в логике средств не только для обоснования истины, но и для открытия новых истин. Как Вольф, так и Томазий сознательно уходят от дискуссий по поводу второй составляющей термина "учения разума", а именно, является ли логика учением, наукой, искусством, инструментом, предпочитая вместо этого разрабатывать практическую часть логики, одним из высших достижений которой является соответствующий раздел в латинской логике Вольфа.


Доп.точки доступа:
Томазий, Хр. (немецкий философ ; 1655-1728); Вольф, Хр. (немецкий ученый-мыслитель ; 1679-1754)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

8.


    Саттар, Александр Сергеевич (кандидат философских наук).
    "Софист" и "профессор мизософии": роль Г. Э. Шульце в шопенгауэровском "пробуждении к философии" [Текст] / А. С. Саттар // Вопросы философии. - 2019. - № 3. - С. 188-198. - Библиогр.: с. 196-198. - Примеч.: с. 196 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(4/8) + 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

   Всемирная история философии, 18 в.

Кл.слова (ненормированные):
задачи философии -- история философии -- немецкая философия -- немецкие философы -- понятие философии -- скептицизм -- способы философствования -- философствование -- философы
Аннотация: Считается, что причиной обращения Артура Шопенгауэра к философии было его знакомство с Готлобом Эрнстом Шульце, чьи лекции он слушал, будучи студентом Гёттингенского университета в 1809–1811 г. Этот взгляд общепринят как в исследовательской, так и в биографической литературе. В статье рассматриваются аргументы в пользу этой точки зрения и на основании биографически–текстологического материала доказывается, что в действительности она противоречит фактам и лишена оснований. Кроме того, анализ воззрений Шульце и Шопенгауэра времени их встречи показывает, что влияние первого на второго могло иметь только негативный характер. Об этом говорят, во-первых, явные симпатии Шопенгауэра к мистически-романтическим и спекулятивным способам философствования, во-вторых, понимание им задач философии как познания сверхчувственного, в-третьих, связанное с этим пренебрежительное и резко критическое отношение к Шульце, в-четвертых, радикально-скептическая позиция самого Шульце, несовместимая с шопенгауэровским понятием философии.


Доп.точки доступа:
Шопенгауэр, А. (немецкий философ ; 1788-1860); Шульце, Г. Э. (немецкий философ; представитель скептицизма ; 1761-1833)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

9.


    Круглов, Алексей Николаевич (доктор философских наук; профессор).
    "Vernunftlehre" и "Logik" в немецкой философии XVIII в. и задачи логики в эпоху Просвещения [Текст]. Ч. 2 / А. Н. Круглов // Вопросы философии. - 2019. - № 3. - С. 172-187. - Библиогр.: с. 183-187. - Примеч.: с. 183 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(4/8) + 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

   Всемирная история философии, 18 в.

Кл.слова (ненормированные):
Просвещение -- история философии -- логика -- мнемоника -- немецкая философия -- немецкие философы -- практическая логика -- разум -- силлогистика -- схоластика -- теоретическая логика -- терминология -- философы -- эпоха Просвещения
Аннотация: В течение XVIII в. в немецкой философии сосуществовало около десятка терминов для обозначения логики, из которых особо выделялись два: "Vernunftlehre" и "Logik". Разночтения, первоначально связанные с переходом от латинского философского языка к немецкому, привели и к содержательным различиям в понимании задач логики в эпоху немецкого Просвещения, наиболее отчетливо проявившимся в "Учении разума" Хр. Томазия и "Немецкой логике" Хр. Вольфа. Томазий антропологизирует учение разума, утверждая, что оно относится только к человеку как обладающему разумом, и объясняет саму потребность в логике результатом грехопадения, после которого необходимо возвращение к здоровому состоянию рассудка. Томазий отказывается от схоластической мнемоники и силлогистики и концентрируется на практических задачах логики в повседневной жизни. Вольф строит собственную логику на математическом методе, исходит в теоретической части из трехчленной структуры "понятие – суждение – умозаключение" и является сторонником универсального применения силлогистики, в том числе и в искусстве открытия. Различаясь во взглядах на силлогистику, и Вольф, и Томазий утверждают необходимость в логике средств не только для обоснования истины, но и для открытия новых истин. Как Вольф, так и Томазий сознательно уходят от дискуссий по поводу второй составляющей термина "учения разума", а именно, является ли логика учением, наукой, искусством, инструментом, предпочитая вместо этого разрабатывать практическую часть логики, одним из высших достижений которой является соответствующий раздел в латинской логике Вольфа.


Доп.точки доступа:
Томазий, Хр. (немецкий философ ; 1655-1728); Вольф, Хр. (немецкий ученый-мыслитель ; 1679-1754)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

10.


    Саттар, Александр Сергеевич (кандидат философских наук).
    "Софист" и "профессор мизософии": роль Г. Э. Шульце в шопенгауэровском "пробуждении к философии" [Текст] / А. С. Саттар // Вопросы философии. - 2019. - № 3. - С. 188-198. - Библиогр.: с. 196-198. - Примеч.: с. 196 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(4/8) + 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

   Всемирная история философии, 18 в.

Кл.слова (ненормированные):
задачи философии -- история философии -- немецкая философия -- немецкие философы -- понятие философии -- скептицизм -- способы философствования -- философствование -- философы
Аннотация: Считается, что причиной обращения Артура Шопенгауэра к философии было его знакомство с Готлобом Эрнстом Шульце, чьи лекции он слушал, будучи студентом Гёттингенского университета в 1809–1811 г. Этот взгляд общепринят как в исследовательской, так и в биографической литературе. В статье рассматриваются аргументы в пользу этой точки зрения и на основании биографически–текстологического материала доказывается, что в действительности она противоречит фактам и лишена оснований. Кроме того, анализ воззрений Шульце и Шопенгауэра времени их встречи показывает, что влияние первого на второго могло иметь только негативный характер. Об этом говорят, во-первых, явные симпатии Шопенгауэра к мистически-романтическим и спекулятивным способам философствования, во-вторых, понимание им задач философии как познания сверхчувственного, в-третьих, связанное с этим пренебрежительное и резко критическое отношение к Шульце, в-четвертых, радикально-скептическая позиция самого Шульце, несовместимая с шопенгауэровским понятием философии.


Доп.точки доступа:
Шопенгауэр, А. (немецкий философ ; 1788-1860); Шульце, Г. Э. (немецкий философ; представитель скептицизма ; 1761-1833)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

11.


    Апресян, Рубен Грантович (доктор философских наук; профессор).
    Императивность и самосознание в этике Джозефа Батлера [Текст] / Р. Г. Апресян // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2020. - № 5. - С. 91-107. - Библиогр.: с. 106-107. - Примечания в сносках
УДК
ББК 87.3(0)
Рубрики: Философия
   Всемирная история философии, 18 в.

Кл.слова (ненормированные):
императивность -- мораль -- разум -- саморегуляция -- самосознание -- склонности -- совесть -- этика
Аннотация: Джозеф Батлер - один из наиболее цитируемых в современной этической литературе мыслителей ХVIII в. При всей близости этике морального чувства Батлер стоит по отношению к ней особняком. Его трактовке ключевой моральной способности - совести - не свойствен бескомпромиссный антирационализм; высоко оценивая моральный принцип благожелательности, он вместе с тем видел большое значение для морали принципа себялюбия. Понимание Батлером морали отличает особого рода императивизм: все элементы природы человека играют роль регуляторов действий. При этом совесть как высший рефлексивный принцип, а также себялюбие и благожелательность выступают регуляторами по отношению к склонностям. В целом мораль у Батлера - это способность человека к саморегуляции поведения с целью достижения добродетели. Императивность предстает у него как важная составляющая внутреннего опыта человека, который, по сути, оказывается опытом самосознания.


Доп.точки доступа:
Батлер, Д. (английский священник; богослов; философ ; 1692-1752)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)