Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Поисковый запрос: (<.>K=концентрическая модель<.>)
Общее количество найденных документов : 1
1.


   
    Распределение когнитивных ресурсов в рабочей памяти при вербальной и зрительно-пространственной когнитивной нагрузке [Текст] / А. В. Бармин, А. И. Измалкова, Б. Б. Величковский [и др.] // Вопросы психологии. - 2022. - № 3. - С. 148-156 . - ISSN 0042-8841
УДК
ББК 88.35
Рубрики: Психология
   Психические процессы и состояния

Кл.слова (ненормированные):
вербальные нагрузки -- зрительно-пространственные нагрузки -- когнитивные ресурсы -- концентрическая модель -- модально-специфические ресурсы -- объем рабочей памяти -- рабочая память -- регион прямого доступа
Аннотация: Исследование посвящено установлению характера распределения доменно-неспецифических и доменно-специфических когнитивных ресурсов в системе рабочей памяти. Использовались данные об эффективности выполнения задач, требующих активизации доменно-специфических компонентов рабочей памяти при разных видах когнитивной нагрузки. Испытуемые выполняли задачи на измерение объема рабочей памяти, требующие одновременного решения двух задач: основной и интерферирующей. В качестве двойных использовались задача "Объем симметрии", направленная на активизацию зрительно-пространственного компонента рабочей памяти, и задача "Объем чтения букв", направленная на активизацию вербального компонента рабочей памяти. В задаче "Объем симметрии" требовалось воспроизвести расположение точек в матрицах 3? 3 в правильной последовательности (основная задача) и определить симметричность расположения точек в матрицах 9? 9 (интерферирующая задача). В задаче "Объем чтения букв" требовалось воспроизвести цифры в правильной последовательности (основная задача) и определить, является буква гласной или согласной (интерферирующая задача). Выполнение перечисленных задач осуществлялось в условиях зрительно-пространственной когнитивной нагрузки (тэппинг) и вербальной когнитивной нагрузки (проговаривание), направленных на привлечение когнитивных ресурсов для обеспечения компонентов рабочей памяти соответствующих модальностей. Представленные данные рассматриваются в рамках концентрической модели, предполагающей вхождение в состав рабочей памяти фокуса внимания, региона прямого доступа и активированной долговременной памяти. Полученные результаты свидетельствуют в пользу наличия в системе рабочей памяти модально-неспецифических когнитивных ресурсов, содержащихся в регионе прямого доступа (до четырех элементов), и подтверждают наличие модально-специфических когнитивных ресурсов в случае превышения оптимального количества элементов в регионе прямого доступа (более четырех элементов). Также была продемонстрирована бoльшая восприимчивость вербального компонента рабочей памяти к когнитивной нагрузке по сравнению со зрительно-пространственным. Полученные результаты сопоставляются с данными предыдущих исследований функциональной организации рабочей памяти, состава ее компонентов и их взаимодействия при решении познавательных задач.


Доп.точки доступа:
Бармин, Артем Вячеславович (младший научный сотрудник); Измалкова, Анна Игоревна (кандидат психологических наук; научный сотрудник); Величковский, Борис Борисович (доктор психологических наук; профессор); Прутько, Герда Владимировна (младший научный сотрудник); Чистяков, Игорь Максимович (младший научный сотрудник)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)