Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
 Найдено в других БД:Книги фонда НБ СГЮА (2)Редкие книги Научной библиотеки СГЮА (3)
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=древняя философия<.>)
Общее количество найденных документов : 7
Показаны документы с 1 по 7
1.


    Коваленок, А. А.
    Соотношение философских позиций Платона и Аристотеля в модусе обоснования идеального единства Вселенной: анализ ряда аспектов [Текст] / А. А. Коваленок // Вестник развития науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 46-52. - Библиогр.: c. 51 (6 назв. ) . - ISSN 1991-9484
УДК
ББК 87.21
Рубрики: Философия
   Метафизика. Онтология

Кл.слова (ненормированные):
абсолютное мышление -- античные философы -- древняя философия -- единство мира -- идеализм -- идеальное единство Вселенной -- метафизика -- неоплатонизм -- онталогия -- плотанизм -- понимание мира -- философские интуиции -- философские позиции
Аннотация: Предпринята попытка провести сравнительный анализ ряда аспектов учений Платона и Аристотеля, имея в виду проблему идеального единства мира и его обоснования. Автор данной публикации находит, что онтология Аристотеля содержит немало новых, причем существенных, моментов по сравнению с онтологией Платона. Но при этом трудно отрицать, что при всей критике идей Платона и новациях в понимании связей между идеями и вещами с применением к тому же более развитого и точного категориального аппарата, Аристотель во многом опирался на теоретико-исследовательскую модель, которую разработал его учитель. То есть автор статьи полагает, что в ряде важнейших и принципиальнейших аспектов понимания мира философские интуиции Стагирита есть более логически стройное, диалектически изощренное, более строго понятийно и категориально проработанное завершение платоновских размышлений и идей. Все это неизбежно привело с одной стороны, к более удовлетворительному разрешению одних проблем, с другой стороны, к воспроизведению, пусть и на ином уровне, других проблем, доставшихся Стагириту в наследство от Платона.


Доп.точки доступа:
Аристотель (философ); Платон (философ)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

2.


    Канаев, Илья Александрович (кандидат философских наук; постдоктор).
    Сравнительный анализ принципов буддизма и древней философии Китая [Текст] / И. А. Канаев // Вопросы философии. - 2019. - № 4. - С. 118-129. - Библиогр.: с. 128-129. - Примеч.: с. 127 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

Кл.слова (ненормированные):
буддизм -- древняя философия -- китайская философия -- конфуцианство -- круг перемен -- культура -- мировоззрение -- принципы философии -- теория познания -- философские традиции
Аннотация: Статья продолжает авторское исследование классической философии Китая при помощи языка современной теории познания и сопоставляет принципы буддизма и древнекитайской философии. Относительная завершенность и систематичность буддизма до его проникновения в Китай позволяет ограничиться общим очерком его ключевых понятий: причинность (карма), дискретность состояний сознания (дхарма), отсутствие самости (анатмавада), нераздельность состояния заблуждения (самсара) и пробуждения (буддха). Автор ставит под сомнение распространенную идею, что исходные принципы буддизма радикально отличны от предыдущей философской традиции Китая. Аргументация опирается на появившиеся до проникновения буддизма классические трактаты конфуцианства: "Чжоу и", "Да сюэ" и "Чжун юн". Выбор источников обусловлен тем, что именно конфуцианство выступало с основной критикой философских идей и мировоззрения буддизма, и указанные тексты позволяют наиболее ярко проявить сходство и различия двух учений. В статье кратко рассмотрены идеи круга перемен (чжоу и), концепции постижения вещей (гэ у) и искренности (чэн и). В итоге, отмечается соответствие принципов буддизма и древней философии Китая. Таким образом, распространение буддизма на территории Китая утверждается не как вторжение чуждого мировоззрения, но как обновление и развитие культуры в соответствии с ее собственным.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

3.


    Зельницкий, Александр Дмитриевич (кандидат философских наук; старший преподаватель).
    Об историко-культурном контексте формирования фамильной легенды рода Ли [Текст] / А. Д. Зельницкий // Вопросы философии. - 2019. - № 4. - С. 130-137. - Библиогр.: с. 136-137. - Примеч.: с. 134-136 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

Кл.слова (ненормированные):
генеалогия -- древняя философия -- идеология -- историко-культурный контекст -- исторические реконструкции -- китайская философия -- китайские империи -- пророчества -- теория познания -- фамильные легенды -- философские традиции
Аннотация: В статье рассматривается реконструкция историко-культурного контекста формирования фамильной легенды основателей империи Тан (618-907) в том виде, как она представлена в научной литературе. В реконструкции выделяются пять составляющих и исследуются их содержание, идейные и исторические истоки каждой из них. Отдельное внимание в статье уделяется теме императорского почитания Лао-цзы, зафиксированного еще до основания империи Тан. Также в статье обсуждается важный вопрос, связанный с реконструкцией историко-культурного контекста формирования фамильной легенды рода Ли: вопрос о возможности перехода от известных по историческим источникам данных о пророчествах о грядущем правителе с фамилией Ли к самой фамильной легенде и о соотношении влияния пророчеств и генеалогических представлений.


Доп.точки доступа:
Ли, (род)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

4.


    Белая, Ирина Витальевна (кандидат философских наук; независимый исследователь).
    "Женское мастерство внутренней алхимии", изложенной в семи стихах Сунь Бу-эр [Текст] / И. В. Белая // Вопросы философии. - 2019. - № 4. - С. 138-152. - Библиогр.: с. 150-152. - Примеч.: с. 149-150 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

Кл.слова (ненормированные):
бессмертие -- внутренняя алхимия -- даосизм -- даосские школы -- древняя философия -- женский духовный путь -- китайская философия -- поэтические тексты -- совершенствование -- теория познания
Аннотация: Статья посвящена проблеме женского духовного пути в даосской школе Цюаньчжэнь. У истоков этого религиозного движения стояла наставница Сунь Бу-эр, основательница школы Чистоты и покоя (Цинцзин пай). В текстах, приписываемых ей, были изложены основы женской алхимической практики, которая является одним из самых интересных и малоизученных направлений даосизма в культуре современного Китая. В качестве источника был выбран сборник стихотворений "Женское мастерство внутренней алхимии" ("Нюй гун нэй дань"), входящий в состав большого собрания поэтических текстов "Поучения Изначальной владычицы Сунь Бу-эр" ("Сунь Бу-эр юань цзюнь фа юй"). На примере семи стихотворений анализируются этапы женского совершенствования, начиная с метода "обезглавливания Красного дракона" и заканчивая появлением в теле подвижницы бессмертного духа-шэнь, сравниваемого с цветком лотоса. В наставлениях делается акцент как на пестовании внутренней природы (син), так и жизненной силы (мин), что соответствует парадигме учения Цюаньчжэнь, ратовавшего за их одновременное совершенствование (шуан сю).


Доп.точки доступа:
Сунь, Бу-эр (основательница подшколы Циньцзинпай в даосской школе ; 1119-1182)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

5.


    Руденко, Николай Владимирович (младший научный сотрудник).
    "Суждения о муже и жене" Ли Чжи: Двое на одного, или Инь-Ян против Великого предела [Текст] / Н. В. Руденко // Вопросы философии. - 2019. - № 4. - С. 153-165. - Библиогр.: с. 164-165. - Примеч.: с. 164 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

Кл.слова (ненормированные):
Великий предел -- Ли принцип -- Принцип Ли -- древняя философия -- дуализм -- китайская философия -- неоконфуцианство -- тай цзи -- феминизм -- философские тексты -- философские эссе
Аннотация: Статья посвящена одному из наиболее известных и интересных в философском отношении эссе неоконфуцианского мыслителя Ли Чжи (1527-1602) - "Суждениям о муже и жене" ("Фу фу лунь"). Представлен перевод произведения на русский язык, обнаружены и прокомментированы многочисленные присутствующие в нем отсылки к классическим философским текстам - "Канону перемен" ("И-цзин"), "Канону Пути и благодати" ("Дао дэ цзин"), "Беседам учителя Чжу, [сгруппированным по] классам" ("Чжу-цзы юй лэй") и др. В результате исследования сделан вывод об оппозиционно-критическом характере эссе, главной целью которого была дискредитация учения Чжу Си и его основополагающих онтологических категорий - Великого предела (тай цзи) и Принципа (ли). Можно заключить, что данная критика осуществляется с позиций натуралистического дуализма и имеет демократический характер, феминистичность же эссе представляется весьма сомнительной.


Доп.точки доступа:
Ли, Чжи (китайский философ; историк; писатель и литературный критик периода заката династии Мин ; 1527-1602); Чжу, Си (китайский философ; учёный-энциклопедист ; 1130-1200)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

6.


    Дубровская, Динара Викторовна (кандидат исторических наук).
    Зрение как зеркало: европейские теории визуальности и "аккомодативный" стиль художников-иезуитов в Китае [Текст] / Д. В. Дубровская // Вопросы философии. - 2019. - № 4. - С. 166-172. - Библиогр.: с. 171-172. - Примеч.: с. 170 . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран

Кл.слова (ненормированные):
аккомодативные концепции -- визуальность -- древняя философия -- европейские мыслители -- иезуиты -- китайская философия -- китайское искусство -- миссионерская работа -- синтез европейской и китайской традиций -- теология -- художники-иезуиты
Аннотация: Статья посвящена этико-философским и эстетическим источникам выработки знаменитой аккомодативной теологической концепции, использовавшейся представителями ордена иезуитов, в частности, при миссионерской работе в Китае. Автор показывает, что итальянский художник Джузеппе Кастильоне и другие художники-иезуиты при дворе маньчжурских императоров в Пекине умело пользовались теоретическими наработками европейских мыслителей для создания в Китае тонкого визуального синтеза европейской и китайской традиций, которого ожидали от них заказчики-императоры.


Доп.точки доступа:
Кастильоне, Д. (итальянский монах-иезуит; художник ; 1688-1766)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

7.


    Бурмистров, Сергей Леонидович (доктор философских наук).
    Мадхьямаха и адвайта-веданта об онтологии времени [Текст] / С. Л. Бурмистров // Вопросы философии. - 2022. - № 12. - С. 168-179. - Библиогр. в конце ст. . - ISSN 0042-8744
УДК
ББК 87.3(4/8)
Рубрики: Философия
   Философия зарубежных стран--Индия

Кл.слова (ненормированные):
адвайта-веданта -- буддизм -- время (философия) -- древняя философия -- мадхьямака -- махаяна -- онтология времени -- религиозно-философские системы -- философские трактаты
Аннотация: На материале древнеиндийских философских трактатов анализируется фундаментальное различие в понимании онтологии времени между буддийской мадхьямака и брахманистской адвайта-веданта.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)