Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полныйинформационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=восприятие художественного текста<.>)
Общее количество найденных документов : 3
Показаны документы с 1 по 3
1.


    Самсонова, А. Н.
    Психологические механизмы формирования и функционирования установки в процессе восприятия художественного текста [Текст] / А. Н. Самсонова // Психология обучения. - 2008. - N 11. - С. 80-92. - Библиогр.: с. 92 (17 назв. ) . - ISSN 1561-2457
УДК
ББК 88.44
Рубрики: Психология
   Психология чтения и психология библиотечной работы

Кл.слова (ненормированные):
художественный текст -- восприятие художественного текста -- художественная литература -- понимание текста -- понимание прочитанного
Аннотация: Установка, возникающая в ходе чтения: фазы формирования, роль в процессе понимания художественного текста.


Найти похожие

2.


    Чернейко, Людмила Олеговна (доктор филологических наук).
    Читательское восприятие в науке о литературе: к истории и теории вопроса [Текст]. Ч. 1 / Л. О. Чернейко // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2022. - № 6. - С. 85-99. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
УДК
ББК 83.01
Рубрики: Литературоведение
   Поэтика

Кл.слова (ненормированные):
восприятие художественного текста -- когнитивная поэтика -- литературные приемы -- ритм текста -- структура текста -- художественные тексты -- читательское восприятие
Аннотация: Статья посвящена актуальной для современного состояния науки о литературе проблеме изучения восприятия художественного текста, взятой в ее проекции на теоретические предпосылки отечественной предыстории европейской рецептивной эстетики. В отечественной филологии сложились два направления в подходе к художественному тексту - психологическое и сугубо формальное. Когнитивная поэтика как магистральное современное направление в науке о литературе объединяет эти подходы в свете тех целей, которые она перед собой ставит: изучение как формально-смысловой организации теста, так и его понимания читателем. В фокусе исследования художественного произведения лежит его понимание, следовательно, в научном приоритете оказывается смысл текста, а также разработка алгоритмов его реконструкции в читательском восприятии. В связи с этим особое значение имеет терминологический аппарат, предполагающий разграничение терминов триады "восприятие - перцепция - рецепция". Особое внимание в изучении проблемы читательского восприятия уделяется концепции о влиянии ритма текста на его восприятие читателем.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

3.


    Чернейко, Людмила Олеговна (доктор филологических наук).
    Читательское восприятие в науке о литературе: к истории и теории вопроса [Текст]. Ч. 2 / Л. О. Чернейко // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 1. - С. 89-98. - Библиогр. в примеч. . - ISSN 0130-0075
УДК
ББК 83.01
Рубрики: Литературоведение
   Поэтика

Кл.слова (ненормированные):
восприятие художественного текста -- деструктивное удивление -- лирические эмоции -- литературные приемы -- модус сознания -- остраннение -- перцепция -- рецепция -- удивление -- читательское восприятие
Аннотация: Вторая часть статьи посвящена феномену удивления, значимому для изучения читательского восприятия художественного текста и для понимания остраннения не только как литературного приема, но и как определенного состояния сознания читателя. В неоднозначной трактовке современной психологией этого состояния психики человека, взятого в статусах и базовой эмоции, и интеллектуальной оценки, нет противоречия, поскольку попытка понять мир сопровождается переживанием интенционального предмета, если не начинается с него. Однако новое, неведомое, будучи объектом-причиной удивления как интеллектуально-когнитивного состояния сознания, вызывает у разных людей прямо противоположные эмоциональные реакции - приязнь (приятие вплоть до восторга) и неприязнь (неприятие вплоть до раздражения). Именно эти эмоциональные эпифеномены удивления могут служить аргументом для разграничения рассматриваемого интеллектуального состояния на "удивление+", когда новое вызывает эмоциональное приятие и интеллектуальный интерес, и "удивление–", когда новое вызывает эмоциональное неприятие, не оставляющее места когнитивным устремлениям разума. Речевые примеры эмоциональной амбивалентности удивления представлены и в русском, и в других языках. Особое внимание уделяется связи понятия "удивление" с понятием "остраннение", а также их связи с авторской позицией. У становления текста есть и когнитивно-эстетическая причина, состоящая в осмыслении автором жизни через удивление в его двух ипостасях - приятии и отторжении, и формально-эстетическая цель, подтверждаемая черновиками. Изучение материала позволило прийти к выводу, что удивление автора (в любой из авторских художественных ипостасей) с его диаметрально противоположными эпифеноменами является причиной остраннения как вербально-композиционного воплощения этого модуса сознания в художественном тексте. При этом доминирует "удивление–" и адекватный ему прием остраннения в заданном рамками этого вида удивления языковом воплощении.

Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)

Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)