Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полный информационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=формирование умственных действий<.>)
Общее количество найденных документов : 15
Показаны документы с 1 по 15
1.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Степанова М. А.
Заглавие : П. Я. Гальперин: теория, опередившая время
Серия: История психологии
Место публикации : Вопросы психологии. - 2006. - N 1. - С. 146-156 (Шифр vopp/2006/1)
Примечания : Библиогр.: с. 156 (22 назв. ). - s, 2006, , rusRUMARS-vopp06_000_001_0146_1Саратовская областная универсальная научная библиотекаN 1.- С. 146-156vopp06_000_001_0146_1, 1, 146-156
ISSN: 0042-8841
УДК : 159.9(09)
ББК : 88
Предметные рубрики: Психология-- История психологии
Географич. рубрики: Россия
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): формирование умственных действий--формирование умственных понятий--методы психологии--история отечественной психологии
Аннотация: Предприинята попытка оценить значение теории поэтапного формирования П. Я. Гальперина для современной науки и культуры. Эта теория представлена как многоуровневая, в которой можно выделить философско-мировоззренческий, теоретический и конкретно- психологический уровни анализа; связующим звеном между ними выступает идея об ориентировочной природе и функции психики. Обосновывается положение об актуальности определения философского, общечеловеческого значения теории П. Я. Гальперина в современную эпоху.
Найти похожие

2.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Бурменская Г. В., Евдокимова Л. В.
Заглавие : Формирование комбинаторного мышления у младших школьников и подростков
Серия: Возрастная и педагогическая психология
Место публикации : Вопросы психологии. - 2007. - N 2. - С. 30-43
Примечания : Библиогр.: с. 43 (32 назв. ). - RUMARS-vopp07_000_002_0030_1
ISSN: 0042-8841
УДК : 159.922.7
ББК : 88.8 + 88
Предметные рубрики: Психология-- Детская психология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): умственное развитие--комбинаторное мышление--формирование умственных действий--формирование понятий--методы формирования понятий
Аннотация: Представлены результаты эмпирического исследования становления комбинаторного мышления у младших школьников и подростков в трех типах условий: стихийное развитие, школьное обучение, целенаправленное формирование. Показана принципиальная недостаточность стихийного опыта и необходимость специально организованной пропедевтики комбинаторных понятий. Описаны содержание ориентировочной основы действий по составлению комбинаторных соединений, а также методика формирования обобщенного способа решения комбинаторных задач. Установлен и прослежен в динамике значительный развивающий эффект освоения учащимися комбинаторного способа рассуждений в контексте их общего умственного развития.
Найти похожие

3.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Венцова Т. Б.
Заглавие : Психологическое обоснование методики обучения решению текстовой алгебраической задачи
Серия: Прикладные аспекты педагогической психологии
Место публикации : Психология обучения. - 2010. - N 1. - С.95-102. - ISSN 1561-2457ISSN 1995-0055 (Шифр psob/2010/1). - ISSN 1561-2457ISSN 1995-0055. - ISSN 1561-2457ISSN 1995-0055
Примечания : Библиогр.: с. 101-102 (8 назв. )
УДК : 159.95 + 159.923
ББК : 88.36 + 88.37
Предметные рубрики: Психология
Психология деятельности
Психология личности
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): текстовые задачи--умственные действия--алгебраические задачи--абстрактность моделирования задачи--формирование умственных действий
Аннотация: Изучение особенностей мыслительной деятельности школьников в процессе решения текстовой задачи.
Найти похожие

4.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Венцова Т. Б.
Заглавие : Психологическое обоснование методики обучения решению текстовой алгебраической задачи
Серия: Прикладные аспекты педагогической психологии
Место публикации : Психология обучения. - 2010. - N 1. - С.95-102. - ISSN 1561-2457. - ISSN 1561-2457
Примечания : Библиогр.: с. 101-102 (8 назв. )
УДК : 159.95 + 159.923
ББК : 88.36 + 88.37
Предметные рубрики: Психология
Психология деятельности
Психология личности
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): текстовые задачи--умственные действия--алгебраические задачи--абстрактность моделирования задачи--формирование умственных действий
Аннотация: Изучение особенностей мыслительной деятельности школьников в процессе решения текстовой задачи.
Найти похожие

5.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Степанова М. А.
Заглавие : От Л. С. Выготского к П. Я. Гальперину : психотехнический подход в психологии образования
Серия: Теоретические исследования
Место публикации : Вопросы психологии. - 2010. - N 4. - С.14-27. - ISSN 0042-8841. - ISSN 0042-8841
Примечания : Библиогр.: с. 26-27 (33 назв. )
УДК : 159.9
ББК : 88.4
Предметные рубрики: Психология
Отраслевая психология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): методология психологии--психотехника--практическая психология--психологическая практика--культурно-историческая теория--формирование умственных действий--формирование умственных понятий--психология образования--отечественная психология
Аннотация: Анализируется состояние современной отечественной психологии образования, в частности, относительная независимость образовательной практики от психологической науки. Опираясь на проведенное Л. С. Выготским методологическое исследование кризиса в психологии, автор выдвигает предположение о том, что установлению продуктивных отношений между наукой и практикой должна способствовать реализация психотехнического подхода. Образцом такого подхода выступает теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.
Найти похожие

6.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Лазарев В. С.
Заглавие : Понятие умственного действия и его формирование в теориях П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова
Серия: Памятные даты
Место публикации : Вопросы психологии. - 2010. - N 4. - С.119-127. - ISSN 0042-8841. - ISSN 0042-8841
Примечания : Библиогр.: с. 127-128 (15 назв. )
УДК : 159.954
ББК : 88.45
Предметные рубрики: Психология
Психология творчества
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): культурно-историческая психология--мышление--мыслительный акт--содержательное мышление--умственные действия--формирование умственных действий--интериоризация
Аннотация: Приводится сравнительный анализ теорий поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и содержательного мышления В. В. Давыдова. Показывается, что общим для этих теорий являются ориентация на ненатуралистическое понимание мышления и генетический подход к его изучению. Однако наряду с общим в исходных основаниях, анализируемых теорий, принципиально по-разному понимается соотношение логики и психологии, сущности идеального и его роли в развитии психики человека, что решающим образом обусловило различия в определениях П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова механизмов детерминации поиска решения интеллектуальных задач, сущности умственных действий и механизмов их генезиса.
Найти похожие

7.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Степанова М. А.
Заглавие : Петр Яковлевич Гальперин: жизненные и профессиональные ориентиры
Серия: Памятные даты
Разночтения заглавия :: Гальперин: жизненные и профессиональные ориентиры
Место публикации : Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - С.96-109. - ISSN 0042-8841 (Шифр vopp/2012/5). - ISSN 0042-8841
Примечания : Библиогр.: с. 108-109 (27 назв.)
УДК : 159.9(091)
ББК : 88.1
Предметные рубрики: Психология --СССР, 20 в.
История психологии
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): научные биографии--биографии ученых--психологи--профессора--доктора психологических наук--формирование умственных действий
Аннотация: Попытка воссоздания научной биографии П. Я. Гальперина (1902-1988), с опорой на его публикации и выступления, воспоминания соратников и близких, на многочисленные архивные материалы. По возможности представлены все периоды творчества П. Я. Гальперина, отражено его участие начиная с середины 1920-х гг. в научных и научно-практических мероприятиях. Основное внимание уделено П. Я. Гальперину как выдающемуся профессору Московского университета - создателю оригинальной теории об ориентировочной природе и функции психики, организатору психологической науки.
Найти похожие

8.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Шабельников В. К.
Заглавие : Разгаданные и неразгаданные тайны формирования умственных действий
Серия: К 110-летию со дня рождения Петра Яковлевича Гальперина
Место публикации : Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С.53-72. - ISSN 0137-0936 (Шифр mpsh/2012/4). - ISSN 0137-0936
Примечания : Библиогр.: с. 71-72 (19 назв.)
УДК : 159.95
ББК : 88.36
Предметные рубрики: Психология
Психология деятельности
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): умственные действия--детерминация умственных действий--формирование умственных действий--действия--структура действий--внутренняя структура действий--логика умственных действий--основы логики--философы--психологи--источники логики--философия психологии--детерминация умственных структур--логические структуры--психические структуры
Аннотация: В статье обсуждается проблема истоков и оснований логики и структуры умственных действий. Сопоставляются взгляды философов и психологов на проблему оснований детерминации умственных структур. Выделены нерешенные проблемы детерминации умственных действий.
Найти похожие

9.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Салмина Н. Г.
Заглавие : Программа формирования начальных математических понятий и опыт ее реализации в практике обучения
Серия: К 110-летию со дня рождения Петра Яковлевича Гальперина
Место публикации : Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С.101-112. - ISSN 0137-0936 (Шифр mpsh/2012/4). - ISSN 0137-0936
Примечания : Библиогр.: с. 112 (12 назв.)
УДК : 159.95 + 159.922
ББК : 88.36 + 88.2
Предметные рубрики: Психология --Москва, 1965-1970 гг.
Психология деятельности
Развитие психики
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): психологические эксперименты--лонгитюдные эксперименты--математические понятия--экспериментальное обучение--формирование математических понятий--умственные действия--формирование умственных действий--теория поэтапного формирования--теория поэтапного формирования умственных действий--тпфуд--пропедевтическая программа--начальная ориентировка--обобщенные схемы--формы действия--совмещенные формы действия--свертывание действия--способность к свертыванию действий
Аннотация: В статье дается описание лонгитюдного эксперимента, проведенного в московской школе в 1965-1970 гг. Освещается программа формирования математических понятий в начальной школе, созданная под руководством П. Я. Гальперина.
Найти похожие

10.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Погожина И. Н.
Заглавие : Деятельностный групповой тренинг- новый способ формирования сложных коммуникативных умений, разработанный на основе метода П. Я. Гальперина
Серия: К 110-летию со дня рождения Петра Яковлевича Гальперина
Место публикации : Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С.123-132. - ISSN 0137-0936 (Шифр mpsh/2012/4). - ISSN 0137-0936
Примечания : Библиогр.: с. 131-132 (49 назв.)
УДК : 159.95
ББК : 88.36
Предметные рубрики: Психология
Психология деятельности
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): групповые тренинги--деятельностный групповой тренинг--коммуникативные умения--сложные коммуникативные умения--психологические теории--психологические методы--умственные действия--формирование умственных действий--планомерно-поэтапное формирование--метод гальперина--гальперина метод--знания--содержание знания--структурирование содержания знания
Аннотация: Предлагается инновационный подход к формированию сложных коммуникативных умений - деятельностный групповой тренинг, разработанный на основе метода планомерно-этапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и объединяющий в себе преимущества деятельностного подхода и группового тренинга как активного метода обучения.
Найти похожие

11.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Зеленина, Светлана Борисовна, Лебедева Е. В., Нилова Ю. Н.
Заглавие : Особенности практической реализации методики моделирования средствами языка программирования
Параллельн. заглавия :Features of practical implementation of methodics of modeling by the means of the programming language
Серия: Школьные учебники информатики
Место публикации : Информатика и образование. - 2014. - № 2. - С.33-35. - ISSN 0234-0453 (Шифр inio/2014/2). - ISSN 0234-0453
Примечания : Библиогр.: с. 35 (5 назв. ). - Рез. англ.
УДК : 372.8
ББК : 74.26
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Методика преподавания учебных предметов
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): информатика--методика моделирования--моделирование--обучение информатике--педагогический опыт--преподавание информатики--преподавание программирования--программирование--системно-деятельностный подход--учебные пособия--формирование умственных действий--школьное образование--языки программирования
Аннотация: Методика применения системно-деятельностного подхода к преподаванию программирования в процессе моделирования. Описываются особенности материала учебного пособия, этапы работы обучающихся и учителя. Демонстрируется связь методики с концепцией формирования умственных действий.
Найти похожие

12.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Степанова, Марина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент)
Заглавие : П. Я. Гальперин о преодолении односторонности деятельностного подхода
Серия: Памятные даты .
    К 115-летию со дня рождения П. Я. Гальперина
Разночтения заглавия :: Гальперин о преодолении односторонности деятельностного подхода
Место публикации : Вопросы психологии. - 2017. - № 5. - С.107-124. - ISSN 0042-8841 (Шифр vopp/2017/5). - ISSN 0042-8841
Примечания : Библиогр.: с. 122-123 (25 назв.)References in Russian: с. 123-124 (25 назв.)
УДК : 159.9
ББК : 88.3
Предметные рубрики: Психология
Общая психология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): гальперина научная школа--деятельностный подход--научная школа гальперина--научные дискуссии--научные школы--общепсихологическая теория деятельности--формирование умственных действий--формирование умственных понятий
Аннотация: Поднимается проблема соотношения теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина и общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева. Научная значимость данной проблемы обусловлена тем, что П. Я. Гальперин не называл свою психологию деятельностной, в том время как широкое распространение получила точка зрения, по которой теория П. Я. Гальперина представляет собой один из вариантов деятельностного подхода.
Найти похожие

13.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Гальперин П. Я.
Заглавие : Опыт изучения формирования умственных действий
Серия: К 115-летию со дня рождения Петра Яковлевича Гальперина (1902–1988)
Место публикации : Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2017. - № 4. - С.3-20. - ISSN 0137-0936 (Шифр mpsh/2017/4). - ISSN 0137-0936
УДК : 159.95
ББК : 88.36
Предметные рубрики: Психология
Психология деятельности
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): биографии психологов--материальные действия--освоение действия--освоение речи--поэтапное формирование действий--психологи--слышимая речь--умственные действия--формирование умственных действий
Аннотация: Публикуется текст доклада П. Я. Гальперина на Всесоюзном совещании по психологии, проходившем в Академии педагогических наук РСФСР в 1953 г. В этом докладе впервые в целостной форме представлены основы его всемирно известного сегодня метода планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий.
Найти похожие

14.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Шелина С. Л.
Заглавие : О роли организационной составляющей в процессе формирования действий с заданными свойствами
Серия: Обзорно-аналитические исследования
Место публикации : Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2018. - № 4. - С.178-195. - ISSN 0137-0936 (Шифр mpsh/2018/4). - ISSN 0137-0936
Примечания : Библиогр.: с. 191-192 (27 назв.)
УДК : 159.95
ББК : 88.36
Предметные рубрики: Психология
Психология деятельности
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): воспитание умственных действий--преобразования действий--реорганизация действий--структурно-организационные преобразования--умственные действия--формирование умственных действий
Аннотация: Данная статья - попытка подойти к решению вопроса о содержании и происхождении первичных и вторичных свойств действия, выявленных и обозначенных П. Я. Гальпериным. Перечисляются первичные свойства: форма, мера обобщенности, развернутости, освоенности и самостоятельности. На их основе вырабатываются вторичные ("желаемые", "заданные") свойства действия - разумность, осознанность, прочность.
Найти похожие

15.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Башмакова, Наталья Ивановна (кандидат педагогических наук)
Заглавие : Профессиональная подготовка специалистов для судебной системы: опыт применения технологии планомерно-поэтапного формирования умственных действий при обучении иноязычной речи
Серия: Педагогика .
    Императив инноваций
Место публикации : Высшее образование сегодня. - 2018. - № 8. - С.24-27: цв. фот. - ISSN 1726-667X (Шифр vose/2018/8). - ISSN 1726-667X
Примечания : Библиогр.: с. 27 (14 назв. ). - Список литературы представлен на рус. и англ. яз.
УДК : 378
ББК : 74.58
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование --Россия
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): иностранные языки--методика обучения иностранным языкам--ориентировочная основа действий--преподавание иностранных языков--профессиональная подготовка--содержание учебных дисциплин--формирование умственных действий--юриспруденция--языковое сознание
Аннотация: В контексте задач улучшения профессиональной подготовки специалистов для судебной системы рассматриваются пути поиска и реализации новых технологий обучения, опирающихся на научно обоснованный подход к отбору содержания профессионального обучения иноязычной речи в сфере юриспруденции. Показано, что в качестве концептуального базиса этой работы может выступать теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий. Потенциал технологии планомерно-поэтапного формирования умственных действий исследуется применительно к обучению дисциплине "Иностранный язык в сфере юриспруденции". Предлагается цикл усвоения этой дисциплины, включающий этапы актуализации мотивации к изучению иностранного языка, осознания схемы ориентировочной основы действия, осуществления действий во внешней форме посредством моделей и схем, внутреннюю речь, интериоризацию действий. Выделяются модели, представляющие собой речевой инвариант и образующие систему из шести типов высказываний. Демонстрируется возможность применения указанных моделей для изучения русского, немецкого и английского языков. Доказывается, что технология планомерно-поэтапного формирования умственных действий может рассматриваться не только как эффективный инструмент совершенствования профессиональной подготовки специалистов для судебной системы в части обучения дисциплине "Иностранный язык в сфере юриспруденции", но и как средство оптимизации процесса одновременного изучения языков при разработке соответствующей методики обучения иностранным языкам.
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)