Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
в найденном
 Найдено в других БД:Книги фонда НБ СГЮА (1)
Формат представления найденных документов:
полный информационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=профессиональное самоопределение<.>)
Общее количество найденных документов : 364
Показаны документы с 1 по 20
 1-20    21-40   41-60   61-80   81-100   101-120      
1.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Zborovsky, Garold E. (doctor of philosophy; research Professor, ORCID), Ambarova, Polina A.
Заглавие : The Educational Failure of Pupils and Students as a Social Phenomenon: A Research Methodology
Параллельн. заглавия :Образовательная неуспешность учащихся и студентов как социальный феномен: методология исследования
Серия: Социология образования
Место публикации : Высшее образование в России. - 2020. - № 5. - С.34-44. - ISSN 2071-3762 (Шифр vobr/2020/5). - ISSN 2071-3762
Примечания : Библиогр.: с. 42-43 (27 назв.). - Статья опубликована на английском языке
УДК : 378
ББК : 74.58
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): междисциплинарная методология--методология исследования--образовательная неуспешность--образовательные мотивации--педагогические подходы--профессиональное самоопределение--психологические подходы--социально-психологические подходы--социологические подходы--студенты--учащиеся--экономические подходы
Аннотация: A social diagnosis is made and characterized part of students and students, which is defined by the authors as"educational failure". The potential of interdisciplinary use of sociological, economic, psychological, socio-psychological, and pedagogical approaches in the study of educational failure and ways to overcome it is revealed.Ставится и характеризуется социальный диагноз значительной части учащихся и студентов, который определяется авторами как "образовательная неуспешность". Раскрывается потенциал междисциплинарного использования социологического, экономического, психологического, социально-психологического, педагогического подходов в изучении образовательной неуспешности и путей её преодоления.
Найти похожие

2.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Абакумова, Наталия Николаевна (кандидат педагогических наук; доцент), Борисова, Виктория Анатольевна
Заглавие : Оценка процессов раннего профессионального самоопределения обучающихся (на материале инженерно-технического профиля)
Серия: Педагогика
Место публикации : Вестник Томского государственного университета. - 2021. - № 465 (апрель). - С.141-148: рис., табл. - ISSN 1561-7793 (Шифр vtgu/2021/465). - ISSN 1561-7793
Примечания : Библиогр.: с. 146 (26 назв.)
УДК : 371.3
ББК : 74.202
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Теория и методика обучения
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): диагностика--индивидуальное профильное самоопределение--инженерно-технический профиль--образовательные программы--обучение робототехнике--оценка профессионального самоопределения--профессиональная ориентация--профессиональное самоопределение--профили обучения--профильное обучение--профильное самоопределение--профориентация--раннее профессиональное самоопределение--робототехника--самоопределение учащихся--учащиеся--учебные курсы
Аннотация: Методика проведения оценки сформированности индивидуального профильного самоопределения обучающихся инженерно-технического профиля в рамках реализации курса "Электроника и мобильная робототехника" по программе Junior Skills.
Найти похожие

3.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Абасов З. А. (кандидат педагогических наук), Курелева Т. Н.
Заглавие : О некоторых особенностях профессионального самоопределения студентов педагогического вуза в современных условиях
Серия: Психологические аспекты инноваций в образовании
Место публикации : Инновации в образовании. - 2019. - № 5. - С.89-101. - ISSN 1609-4646 (Шифр inno/2019/5). - ISSN 1609-4646
Примечания : Библиогр.: с. 101 (7 назв. )
УДК : 378
ББК : 74.58
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование --Россия
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): педагогические вузы--педагогические кадры--профессиональная деятельность--профессиональное самоопределение--профессиональные планы--самоопределение--студенты--трансформация--учителя--ценностные ориентации
Аннотация: Трансформация ценностных ориентаций в современной России привела к снижению социального статуса учителя, падению престижа педагогической профессии. В статье изучаются мотивы выбора педагогической профессии и причины изменения профессиональных планов студентов по мере перехода от первого к выпускному курсу.
Найти похожие

4.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Абдуллаева М. М.
Заглавие : К вопросу о психосемантической классификации профессий
Серия: Теоретические и эмпирические исследования
Место публикации : Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2016. - № 3. - С.3-9. - ISSN 0137-0936 (Шифр mpsh/2016/3). - ISSN 0137-0936
Примечания : Библиогр.: с. 7-8 (10 назв. )
УДК : 159.9:62
ББК : 88.41
Предметные рубрики: Психология
Психология труда
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): врачи--замещающая реальность--индустриальная психотехника--классификация профессий--предметное содержание труда--профессии--профессиональное самоопределение--профориентация--психосемантическая классификация профессий--психосемантическое изучение профессий--семантическое атрибутирование--субъективные семантики
Аннотация: Статья посвящена обсуждению возможности использования особенностей субъективных семантик как оснований для классификации профессий, базирующейся на дифференциации отношений работающего человека к объектам мира.
Найти похожие

5.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Абрамовских Т. А., Коптелов А. В., Маслакова В. Н.
Заглавие : Психолого-педагогическое сопровождение системы оценки индивидуальных достижений учащихся как условие обеспечения успешного построения их жизненной карьеры и профессионального самоопределения
Серия: Система повышения квалификации
Место публикации : Методист. - 2020. - № 10. - С.6-11 (Шифр mtds/2020/10)
Примечания : Библиогр.: с. 11 (7 назв.)
УДК : 371
ББК : 74.04
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Организация образования --Россия --Челябинская область --Снежинск
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): жизненная карьера--оценка индивидуальных достижений--профессиональное самоопределение--психолого-педагогическое сопровождение--региональные инновационные площадки--школьное образование
Аннотация: О формировании у обучающихся готовности и способности к личностному самоопределению, осознанному выбору будущей профессии на одной из региональных площадок Челябинской области.
Найти похожие

6.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Авазов, Комил Холлиевич (аспирант)
Заглавие : Проблема выбора профиля обучения в старшей школе
Серия: Педагогический поиск: проблемы и суждения
Место публикации : Мир образования - образование в мире. - 2013. - № 2 (50). - С.111-118. - ISSN 2073-8536 (Шифр miob/2013/2). - ISSN 2073-8536
Примечания : Библиогр.: с. 117-118 (9 назв. )
УДК : 371.3 + 159.923
ББК : 74.202 + 88.37
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Теория и методика обучения
Психология
Психология личности
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): 8-9 классы--выбор профессии--выбор профиля обучения--личностный подход--педагоги--профессиональное самоопределение--профессиональный выбор--профили обучения--профильная ориентация--профильная подготовка--психолого-педагогическая помощь--психолого-педагогическая работа--самоорганизация личности--старшие подростки--старший подростковый возраст--учащиеся--учителя--школьники
Аннотация: Излагается проблема выбора профиля обучения учащихся общеобразовательной школы. Рассматриваются вопросы оказания психолого-педагогической помощи при выборе профессии и психологические аспекты выбора профиля обучения.
Найти похожие

7.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Авакова, Элина Борисовна (кандидат социологических наук; доцент), Бразевич, Святослав Станиславович, Кузнецов, Артем Александрович
Заглавие : Профессиональное самоопределение учащейся молодежи: социологический анализ
Серия: Проблемы социологии
Разночтения заглавия :: Социологический анализ
Место публикации : Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. - 2019. - № 3. - С.218-221. - ISSN 2079-1690 (Шифр gimu/2019/3). - ISSN 2079-1690
Примечания : Библиогр.: с. 221 (7 назв.)
УДК : 316.34/.35
ББК : 60.54
Предметные рубрики: Социология
Социология групп --Россия
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): выбор профессии--группы учащихся--молодежь--профессиональная ориентация--профессиональное самоопределение--рынок труда--учащаяся молодежь--ценностные ориентации--человеческие ценности
Аннотация: В статье представлены результаты исследования объективных и субъективных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение современной российской учащейся молодежи и определяющих ее готовность к будущей профессиональной деятельности.
Найти похожие

8.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Аглиуллина, Юлия
Заглавие : Кем я хочу быть? Главный вопрос молодежи
Серия: В поисках призвания
Разночтения заглавия :: Главный вопрос молодежи
Место публикации : Основы безопасности жизнедеятельности. - 2023. - № 10. - С.44-47: 5 фото. - ISSN 0868-488X (Шифр obez/2023/10). - ISSN 0868-488X
УДК : 371.3
ББК : 74.202
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Теория и методика обучения
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): выбор профессии--карьерный путь--профессиональное самоопределение--профориентационная деятельность--развитие навыков--рынок труда
Аннотация: О модели проведения уроков по профориентационной деятельности.
Найти похожие

9.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Адольф В. А. (доктор педагогических наук; профессор), Степанова И. Ю.
Заглавие : Развитие профессионального потенциала педагога в условиях обновления образовательной практики
Серия: Научные сообщения
Место публикации : Инновации в образовании. - 2011. - N 10. - С.14-24. - ISSN 1609-4646 (Шифр inno/2011/10). - ISSN 1609-4646
Примечания : Библиогр.: с. 23-24 (5 назв. )
УДК : 378 + 371
ББК : 74.58 + 74р
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Педагогическое образование
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): педагоги--профессиональный потенциал педагога--педагогическая деятельность--образовательная практика--повышение квалификации работников образования--повышение квалификации--профессиональное самоопределение
Аннотация: В статье обосновывается необходимость изменения подходов к повышению квалификации работников образования на основе реализации субъективной методологии педагогической деятельности.
Найти похожие

10.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Аксенова, Жанна Владимировна (специалист по организационно-воспитательной работе)
Заглавие : Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения и личностной самореализации
Серия: Педагогический поиск: проблемы и суждения
Место публикации : Мир образования - образование в мире. - 2010. - № 4 (40). - С.111-120 (Шифр miob/2010/4)
Примечания : Библиогр.: с. 119-120 (18 назв. )
УДК : 371.3
ББК : 74.202
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Теория и методика обучения
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): выбор профессии--диагностика интересов--институциональный уровень условий--интерперсональный уровень условий--интраперсональный уровень условий--личностно-ориентированный подход--профессии--профессиональная деятельность--профессиональная ориентация--профессиональное самоопределение--профильное обучение--профориентация старшеклассников--психолого-педагогическое сопровождение--самоопределение--самореализация--старшеклассники--учебно-профессиональная деятельность--формы организации учебной деятельности
Аннотация: С психолого-педагогических позиций рассматривается проблема профильного обучения как форма организации учебной деятельности старшеклассников. Главной целью профильного обучения является обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием.
Найти похожие

11.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Аксенова, Жанна Владимировна
Заглавие : Самоорганизация как предпосылка успешности учебно-профессиональной деятельности будущего психолога
Серия: Передовые образовательные технологии: психолого-педагогический опыт
Место публикации : Мир образования - образование в мире. - 2010. - N 3 (39). - С.110-114 (Шифр miob/2010/3)
Примечания : Библиогр.: с. 114 (16 назв. )
УДК : 378 + 159.9
ББК : 74.58 + 88.4
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Психология
Отраслевая психология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): активность личности--организация жизнедеятельности--подготовка психологов--постановка цели--программы занятий--профессиональная деятельность--профессиональная подготовка--профессиональное образование--профессиональное самоопределение--профессиональные ценности--самоорганизация--саморегуляция--самостоятельность субъектов--студенты-психологи--психологи
Аннотация: Раскрывается проблема самоорганизации будущих психологов. С опорой на исследования представлена разработанная и апробированная программа занятий для будущих психологов, которая может оказать существенную помощь в деле самоорганизации в различных сферах деятельности. Реализация программы способствует формированию личности выпускника при принятии решений, других управленческих процессов.
Найти похожие

12.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Алексеева Е. Н. (кандидат физико-математических наук; доцент), Гришина Ю. В.
Заглавие : Образовательное партнерство университета и общеобразовательных организаций региона по развитию ранней профессиональной ориентации и профильного обучения
Серия: Научные сообщения
Место публикации : Инновации в образовании. - 2021. - № 6. - С.5-16. - ISSN 1609-4646 (Шифр inno/2021/6). - ISSN 1609-4646
Примечания : Библиогр.: с. 15 (7 назв. )
УДК : 378
ББК : 74.58
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): диверсификация--кластеры--образовательное пространство--образовательные технологии--подростки--проекты--профессиональное самоопределение--профильное обучение--профориентация
Аннотация: Процессы разнонаправленной диверсификации образовательного пространства требуют осмысления роли ранней профилизации. Идея проекта, представленного в предлагаемой публикации, заключается в разработке и апробации модели образовательной сети профильного обучения. Качественно новые подходы к отбору содержания профильного обучения, использование новых образовательных и управленческих технологий, масштабность реализации проекта обеспечат повышение качества и доступности профильного образования в регионе.
Найти похожие

13.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Алимусалова, Любовь Александровна (педагог-психолог)
Заглавие : Реализация психолого-педагогической программы "Уверенный выбор - моя профессия" в рамках деятельности службы сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом
Серия: Методика и практика социальной работы
Место публикации : Отечественный журнал социальной работы. - 2020. - № 2. - С.146-151: 3 табл., 2 рис. - ISSN 2307-1125 (Шифр ojsr/2020/2). - ISSN 2307-1125
УДК : 364.04
ББК : 60.99
Предметные рубрики: Социальная защита. Социальная работа
Социальная помощь отдельным категориям населения --Россия --Забайкальский край
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): группы риска--индивидуальная профилактическая работа--исследования--конфликты с законом--мотивации--мотивация несовершеннолетних--несовершеннолетние--несовершеннолетние правонарушители--подростки--подростковый возраст--программы--профессиональная мотивация--профессиональное самоопределение--профилактическая работа--профориентационные программы--психологическое тестирование--психолого-педагогические программы--психолого-педагогическое воздействие--психолого-педагогическое сопровождение--развитие самооценки--семьи несовершеннолетних правонарушителей--службы сопровождения несовершеннолетних--социально-психологическая адаптация--социально-реабилитационные центры--социальные службы--центры психолого-педагогической помощи
Аннотация: Раскрываются аспекты содержания и организации работы службы сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, которая действует при всех судах Забайкальского края.
Найти похожие

14.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Алмазова, Ольга Владимировна (кандидат педагогических наук; профессор), Зак, Галина Георгиевна, Козик, Татьяна Владимировна
Заглавие : Обоснование необходимости интеграции традиционных и цифровых технологий в обучении и профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью
Параллельн. заглавия :Integration of traditional and digital technologies in training and professional orientation of pupils with intellectual disabilities
Серия: Изучение и образование лиц с ограниченными возможностями здоровья
Место публикации : Специальное образование. - 2020. - № 4 (60). - С.6-17. - ISSN 1999-6993 (Шифр speo/2020/4). - ISSN 1999-6993
Примечания : Библиогр.: с. 15-16 (17 назв.)
УДК : 376 + 371.3
ББК : 74.3 + 74.202
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Дефектология. Специальные школы
Теория и методика обучения
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): выбор профессии--дидактические принципы--дидактический потенциал--информатизация образования--информационная образовательная среда--информационные технологии--олигофренопедагогика--педагогические технологии--профессиональная ориентация--профессиональное самоопределение--профильная подготовка--профильное обучение--профориентационная работа--профориентационные программы--профориентация школьников--умственная отсталость--умственно отсталые дети--формы профориентации--формы работы--цифровые технологии--школьники
Аннотация: В статье представлено обоснование необходимости интеграции традиционных педагогических и цифровых технологий в обучении и профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью.
Найти похожие

15.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Алямкина, Юлия
Заглавие : Формирование у студентов "образа" профессии
Место публикации : Обозреватель-Observer. - 2007. - N 5. - С. 125-126
Примечания : RUMARS-oboz07_000_005_0125_1
ISSN: XXXX-XXXX
УДК : 159.9
ББК : 88.4
Предметные рубрики: Психология-- Отраслевая психология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): вузы--студенты--профессиональная подготовка--профессии--психические образы--образы профессий--формирование образа профессии--выбор профессии--профессиональное самоопределение--требования профессии--профессиональное сознание--профессиональная деятельность--личностные качества--типы профессий--профессиональное соответствие
Аннотация: Рассматривая вопросы формирования "образа" профессии как важнейшего фактора подготовки студентов к профессиональной деятельности, автор утверждает, что от правильного их решения во многом зависит профессиональный успех выпускников вузов в любой сфере деятельности.
Найти похожие

16.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Ананишев В. М., Денисова Т. Н., Сергейчик С. И.
Заглавие : Формирование рынка труда и самоопределение личности учащегося
Серия: Научное обеспечение внедрения инноваций в образовательной сфере
Место публикации : Инновации в образовании. - 2002. - N 1. - С. 17-34 (Шифр inno/2002/1)
Примечания : Библиогр. в сносках (14 назв. ). - RUMARS-inno02_000_001_0017_1
ISSN: 1609-4646
УДК : 331
ББК : 65.24
Предметные рубрики: Экономика-- Экономика труда
Географич. рубрики: Россия
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): рынок труда--учащиеся--рынок--рыночная экономика--экономика--безработица--молодежь--молодежная безработица--занятость населения--трудоустройство--профессиональное самоопределение--профориентация
Аннотация: Авторы рассматривают современный рынок труда и проблему молодежной безработицы. В помощь трудоустройству в Москве были созданы детские бизнес-центры (бизнес-клубы) , основная цель которых - профориентация молодого поколения.
Найти похожие

17.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Арон, Ирина Станиславовна
Заглавие : Особенности познавательного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков - воспитанников интерната
Серия: Вопросы психологии и образования
Место публикации : Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2014. - № 1. - С.97-100. - ISSN 0321-3056 (Шифр skoo/2014/1). - ISSN 0321-3056
Примечания : Библиогр.: с. 100 (12 назв. )
УДК : 159.922.7
ББК : 88.8
Предметные рубрики: Психология
Детская психология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): профессиональное самоопределение--самоопределение личности--сироты--социальное сиротство
Аннотация: Обосновывается значимость психологической готовности для успешного профессионального самоопределения личности.
Найти похожие

18.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Арон, Ирина Станиславовна (кандидат психологических наук; доцент)
Заглавие : Психологическая готовность к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в разных социальных ситуациях развития
Серия: Возрастная и педагогическая психология
Место публикации : Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С.86-95. - ISSN 0042-8841 (Шифр vopp/2016/1). - ISSN 0042-8841
Примечания : Библиогр.: с. 95 (16 назв.)
УДК : 159.922.7
ББК : 88.8
Предметные рубрики: Психология
Детская психология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): одаренные подростки--подростки с девиантным поведением--подростки-сироты--профессиональное самоопределение--психологическая готовность к материнству--социальная ситуация развития
Аннотация: В контексте социокультурной парадигмы современного образования определяется значимость формирования психологической готовности для успешного профессионального самоопределения. Акцентируется роль формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению для подростков, находящихся в особых ситуациях развития. Обозначена содержательная структура психологической готовности к профессиональному самоопределению. Представлены результаты сравнительного эмпирического исследования когнитивного, мотивационного, деятельностного и личностного компонентов психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков с разными социальными ситуациями развития: подростков-сирот, подростков с девиантным поведением и подростков с признаками одаренности.
Найти похожие

19.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Асмолов И. Ю. (доцент), Журавская Н. В.
Заглавие : Структура и содержание профессиональной ориентации в вузах культуры
Серия: Педагогические науки
Место публикации : Образование и общество. - 2017. - № 1 (102). - С.32-36: табл. 1-2, граф. - ISSN 2071-6710 (Шифр obob/2017/1). - ISSN 2071-6710
Примечания : Библиогр. в конце ст. (12 назв.)
УДК : 378 + 316.34/.35
ББК : 74.58 + 60.54
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Социология
Социология групп
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): вузы искусств и культуры--высшие учебные заведения--исследования--подготовка специалистов в сфере культуры--профессии--профессиограммы--профессиональная подготовка--профессиональное самоопределение--профессиональные качества--социокультурная сфера--трудовая деятельность
Аннотация: Рассматриваются и систематизируются исследования и публикации по вопросам структуры и содержания профессиональной ориентации в вузах художественного образования.
Найти похожие

20.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Асмолов, Александр Григорьевич (доктор психологических наук; профессор; академик РАО; заведующий кафедрой), Шехтер, Евгения Дмитриевна, Черноризов, Александр Михайлович
Заглавие : Парадокс сосуществования адаптации и преадаптации в историко-эволюционном процессе
Серия: Методология и теория
Место публикации : Вопросы психологии. - 2021. - № 4. - С.3-20. - ISSN 0042-8841 (Шифр vopp/2021/4). - ISSN 0042-8841
Примечания : Библиогр.: с. 16-18 (91 назв.)References in Russian: р. 18-20 (80 names)
УДК : 159.923
ББК : 88.37
Предметные рубрики: Психология
Психология личности
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): адаптация--адаптивная эволюция--антропологический поворот--избыточность--личностный потенциал--наука об изменениях--непредсказуемость--норма реакции--преадаптациогенез--преадаптация--профессиональное самоопределение--разнообразие--сложность--специализация--становление личности--универсализация--эволюционная пластичность--эволюционный процесс--эпигенез
Аннотация: В статье исследуются современные подходы к становлению личностного потенциала, профессионального самоопределения личности и принципы эволюции сложных систем. С этой целью с позиций историко-эволюционной методологии анализируется природа двух базовых типов приспособлений - адаптации и преадаптации. Внимание фокусируется на принципиальной разнице этих феноменов: если адаптации выступают как приспособления, основанные на уже приобретенном опыте, то преадаптации обеспечивают готовность к непредсказуемости будущего. Доказывается, что как адаптация, так и преадаптация несовместимы с унификацией. Однако если адаптация являет ограниченные возможности системы, то ресурс преадаптации, т. е. готовности к будущему, - это избыточное разнообразие форм, выходящее за границы адаптивной нормы. На примере эмпирических фактов проводится разделение "специализированной" и "универсальной" избыточности. Особое значение придается универсальным структурам, не скованным единственным предназначением и наделенным неограниченной свободой преобразований. Показывается, что универсальные структуры потенциально готовы "по требованию" приобрести любую специализацию из спектра возможных. Обосновывается, что адаптивная эволюция в "режиме трендов" и преадаптациогенез, т. е. скачкообразные качественные преобразования - две составляющие единого процесса эволюции живых систем, попеременно востребованные в периоды относительной стабильности и радикальных перемен. Методологические исследования парадокса сосуществования адаптации и преадаптации в историко-эволюционном процессе позволяют пролить свет на кардинальные трансформации рынков труда и форм занятости в условиях экологических вызовов сложности, неопределенности и разнообразия. Демонстрируется эвристичность метафоры "не человек для работы, а работа для человека" при изучении выбора субъектом профессий в условиях меняющихся рынков труда. Выдвигается гипотеза, согласно которой системообразующей характеристикой человека как Ноmo сomplexus является универсальная избыточность. Разработанные представления дают возможность выделить новое направление познания - трансдисциплинарную науку об изменениях.
Найти похожие

 1-20    21-40   41-60   61-80   81-100   101-120      
 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)