Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полный информационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=парадигмы субъектности<.>)
Общее количество найденных документов : 2
Показаны документы с 1 по 2
1.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Косилова, Елена Владимировна (кандидат философских наук; доцент)
Заглавие : Парадигмы субъектности в топике Центр-Периферия
Серия: Философия и наука
Место публикации : Вопросы философии. - 2019. - № 10. - С.110-121. - ISSN 0042-8744 (Шифр voph/2019/10). - ISSN 0042-8744
Примечания : Библиогр.: с. 119-121
УДК : 165
ББК : 87.22
Предметные рубрики: Философия
Теория познания
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): картезианская парадигма--парадигмы субъектности--психоанализ--субъект--трансцендентальная парадигма
Аннотация: В статье вводится в рассмотрение топика Центр-Периферия в учениях о субъектности. Рассмотрены парадигмы: картезианская, трансцендентальная (Кант и Гуссерль), логический бихевиоризм, психоанализ, аналитическая философия сознания. Показано, что в картезианской парадигме имеется центр субъектности, не совпадающий с "мыслящей вещью" Декарта. В трансцендентальной парадигме Канта центром является трансцендентальное единство апперцепции, а у Гуссерля - трансцендентальное Эго, окруженное горизонтом. Выделены два уровня рефлексивного Я в парадигме Канта: минимальное Я, строящееся вокруг трансцендентального единства апперцепции, и рефлексивное Я эмпирического субъекта, или Я-концепция. В парадигме логического бихевиоризма отсутствует центр, однако продемонстрировано, что аргументация об отсутствии центра (наделения его статусом категориальной ошибки) не работает. В парадигме психоанализа у Фрейда центром является сознательное Я, а у Лакана центр отсутствует, субъект заменен переплетением векторов безобъектного желания и набора означающих. Лакановская модель субъекта без центра продолжается также в постмодерне. В философии сознания имеются как модели с центром, например, трехслойная модель Поппера, неожиданно напоминающая фрейдовскую, так и модели без центра, из которых подробно рассмотрена Деннета о сознании как наборе "драфтов". В заключение рассмотрено состояние сознания при таких патологиях, как шизофрения, и показано, что отсутствует трансцендентальное единство апперцепции, в результате чего пропадает ощущение самостоятельности мышления и возникает хаотичность, иллюстрирующая модель без центра.
Найти похожие

2.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Косилова, Елена Владимировна (доктор философских наук; доцент)
Заглавие : Что психопатология говорит нам о неклассических теориях субъекта
Серия: Философия и методология науки
Место публикации : Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2021. - № 6. - С.27-35 (Шифр mfls/2021/6)
Примечания : Библиогр.: с. 35
УДК : 165
ББК : 87.22
Предметные рубрики: Философия
Теория познания
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): классическая философия субъектности--мышление--неклассическая философия субъекта--парадигмы субъектности--психопаталогия--субъектность--субъекты
Аннотация: В статье рассматриваются классические и неклассические парадигмы субъектности. В качестве модели классической парадигмы выступают кантианская парадигма и ее центральное понятие "трансцендентальное единство апперцепции". В неклассических парадигмах или у субъекта нет центра, или нет самого субъекта. Примером служит теория сознания Деннета, в которой наброски мыслей появляются и закрепляются в том случае, если оказались уместными. Однако на материале психопатологии демонстрируется, что сознание без управляющей инстанции характерно для шизофренического состояния. При шизофрении пропадает психическая способность управления собственными мыслями, нарушается чувство принадлежности мыслей субъекту, ослабляется кантовское трансцендентальное единство апперцепции. Таким образом, можно сделать вывод, что в норме у субъекта есть центральная инстанция управления мышлением и его организации.
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)