Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полный информационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>K=зона ближайшего развития<.>)
Общее количество найденных документов : 13
Показаны документы с 1 по 13
1.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Обухова Л. Ф., Корепанова И. А.
Заглавие : Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель
Серия: Возрастная и педагогическая психология
Место публикации : Вопросы психологии. - 2005. - N 6. - С. 13-26 (Шифр vopp/2005/6)
Примечания : Библиогр.: с. 25-26 (32 назв. ). - s, 2005, , rusRUMARS-vopp05_000_006_0013_1Саратовская областная универсальная научная библиотекаN 6.- С. 13-26vopp05_000_006_0013_1, 6, 13-26
ISSN: 0042-8841
УДК : 159.922.7
ББК : 88
Предметные рубрики: Психология-- Детская психология
Географич. рубрики: Россия
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): актуальный уровень развития--зона ближайшего развития--обучение--совокупное предметное действие--збр--действие (психология)--развитие ребенка
Аннотация: Исследование позволяет, во-первых, дифференцировать уровень актуального развития ребенка, а во-вторых, благодаря использованию концепции совокупного действия - расширить пространство зоны ближайшего развития (ЗБР) , включив в него не только овладение ребенком операционально-технической стороной предметного действия, но и осознание им смысла действия как направленного на другого человека. В классической концепции Л. С. Выготского ЗБР определяется дозированной помощью взрослого в виде подсказок, наводящих вопросов и т. п. Проведенное авторами исследование показывает, что помощь не сводится только к этому. Она включает в себя актуализацию активности самого ребенка по освоению им нового предметного действия. Такие параметры ЗБР, как уровень помощи взрослого, этапы освоения целостной структуры предметного действия, уровень актуального развития ребенка, составляют основные линии, ширину и глубину, по которым можно вести анализ ЗБР и проектировать ее содержание и структуру.
Найти похожие

2.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Венгер А. Л., Морозова Е. И.
Заглавие : Культурно-исторический подход к коррекции посттравматической регрессии : на материале психологической работы в Беслане (2004-2006 гг. )
Серия: Психология и практика
Место публикации : Вопросы психологии. - 2007. - N 1. - С. 62-69
Примечания : Библиогр.: с. 69 (7 назв. ). - RUMARS-vopp07_000_001_0062_1
ISSN: 0042-8841
УДК : 159.922.7
ББК : 88
Предметные рубрики: Психология-- Детская психология, 21 в.
Географич. рубрики: Россия
Дагестан
Беслан
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): регрессии--посттравматические регресии--коррекция посттравматических регрессий--детская психотерапия--детская психокоррекция--психические травмы--социальная ситуация развития--зона ближайшего развития--психологические средства--интериоризация
Аннотация: О культурно-историческом подходе к детской психотерапии и психокоррекции, который предполагает ориентацию на общие закономерности психического развития. Возрастная регрессия рассматривается в связи с проблемой распада системы отношений ребенка с обществом, составляющих социальную ситуацию развития. Предлагается модель психокоррекции, основанной на создании серии замещающих ситуаций, которые позволяют выстроить систему отношений, соответствующую возрасту ребенка. Показано, что восстановление действия, распавшегося в результате посттравматической регрессии, подчиняется тем же законам, что и первоначальное формирование действия. Оно происходит благодаря использованию психологического средства, которое предлагается взрослым и в дальнейшем присваивается ребенком.
Найти похожие

3.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Зарецкий В. К.
Заглавие : Эвристический потенциал понятия "зона ближайшего развития"
Серия: Теоретические исследования
Место публикации : Вопросы психологии. - 2008. - N 6. - С.13-25. - ISSN 0042-8841. - ISSN 0042-8841
Примечания : Библиогр.: с. 25 (20 назв. )
УДК : 159.922.7
ББК : 88.8
Предметные рубрики: Психология --Россия, 1931-1933 гг.
Детская психология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): зона ближайшего развития--збр--обучение--дети с трудностями в обучении--зона актуального развития--зона актуально недоступного--сотрудничество ребенка и взрослого
Аннотация: Попытка реконструкции мысли Л. С. Выготского в плане его понимания значения понятия "зона ближайшего развития" (ЗБР) для обучения. Формулируются семь тезисов, являющихся базовыми для построения педагогических процедур при сотрудничестве взрослого с ребенком. Посредством анализа текстов анализа текстов Л. С. Выготского, (за 1931-1933 гг. ), обосновывается, что именно он является автором понятия, а не американские исследователи, как это утверждается в некоторых работах по истории психологии. На основе текстов Л. С. Выготского вводится представление о ЗБР как пространстве возможных линий развития ребенка, определяющихся потенциалом проблемной ситуации и характером помощи взрослого.
Найти похожие

4.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Каминская М. В.
Заглавие : Проблема совместной деятельности учителя и ученика в теории учебной деятельности и практике развивающего обучения
Серия: Педагогическая психология
Место публикации : Психологическая наука и образование. - 2006. - N 3. - С.54-64. - ISSN 1814-2052. - ISSN 1814-2052
УДК : 159.922.7 + 159.9:316.6 + 159.9:370
ББК : 88.8 + 88.5 + 88.40
Предметные рубрики: Психология
Детская психология
Социальная психология
Педагогическая психология взрослых
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): педагогическая рефлексия--педагогическое действие--социальная ориентация--зона ближайшего развития--развивающее обучение
Аннотация: Роль социальной ориентации учебного действия ученика на действие взрослого.
Найти похожие

5.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Чернов Д. Н.
Заглавие : Индивидуальные особенности обучаемости детей старшего дошкольного возраста в сфере речи
Серия: Психология развития обучаемых
Место публикации : Психология обучения. - 2011. - N 1. - С.38-52. - ISSN 1561-2457 (Шифр psob/2011/1). - ISSN 1561-2457
Примечания : Библиогр.: с. 51-52 (15 назв. )
УДК : 159.922.7 + 373.2
ББК : 88.8 + 74.1
Предметные рубрики: Психология
Детская психология
Образование. Педагогика
Дошкольная педагогика
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): дошкольники--старший дошкольный возраст--обучаемость--остаршие дошкольники--речевое обучение--индивидуальные различия--обученность--зона ближайшего развития--дошкольное обучение--имена существительные--окончания существительных
Аннотация: Исследование индивидуальности особенностей обучемости (потенцала развития) и обученности как результата обучения навыкам изменений падежных окончаний имен существительных в ходе реализации методики, построенной в соответствии с принципами исследования зоны ближайшего развития.
Найти похожие

6.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Медведев А. Н., Марокова М. В.
Заглавие : Развитие планирующей функции мышления у школьников
Серия: Возрастная и педагогическая психология
Место публикации : Вопросы психологии. - 2010. - N 6. - С.52-61. - ISSN 0042-8841 (Шифр vopp/2010/6). - ISSN 0042-8841
Примечания : Библиогр.: с. 60-61 (25 назв, )
УДК : 159.922.7
ББК : 88.8
Предметные рубрики: Психология
Детская психология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): планирующая функция мышления--теоретический способ планирования--эмпирический способ планирования--манипулятивный способ планирования--зона ближайшего развития--опосредствование--совместно-распределенное действие--функция мышления школьников--теория эльконина-давыдова--эльконина-давыдова теория
Аннотация: Изучалась планирующая функция мышления как новообразование учебной деятельности в том ее понимании, которое представлено в теории Эльконина-Давыдова. Исследование включало констатирующий срез и процедуру коррекции, построенную с ориентацией на зону ближайшего развития. Задана последовательность контролируемых переходов от совместно-распределенного взаимодействия взрослого и школьника к самостоятельному действию школьника. Эффективность методики подтверждена положительной динамикой функции планирования у большинства испытуемых.
Найти похожие

7.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Зарецкий В. К., Гордон М. М.
Заглавие : О возможности индивидуализации образовательного процесса на основе рефлексивно-деятельностного подхода в инклюзивной практике
Серия: Теоретико-методологические основы
Место публикации : Психологическая наука и образование. - 2011. - N 3. - С.19-26. - ISSN 1814-2052 (Шифр pnio/2011/3). - ISSN 1814-2052
Примечания : Библиогр.: с. 25 (14 назв. )
УДК : 373 + 376
ББК : 74.2 + 74.3
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Общеобразовательная школа
Дефектология. Специальные школы
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): инклюзивное образование--рефлексивно-деятельностный подход--зона ближайшего развития--дети с инвалидностью--образовательный процесс
Аннотация: Рассматриваются проблемы индивидуализации образовательного процесса при введении в школы инклюзивной практики, то есть включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общее образование.
Найти похожие

8.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Карабанова О. А.
Заглавие : Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л. С. Выготского к П. Я. Гальперину
Серия: К 110-летию со дня рождения Петра Яковлевича Гальперина
Место публикации : Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2012. - № 4. - С.73-82. - ISSN 0137-0936 (Шифр mpsh/2012/4). - ISSN 0137-0936
Примечания : Библиогр.: с. 82 (12 назв.)
УДК : 159.95 + 159.922
ББК : 88.36 + 88.2
Предметные рубрики: Психология
Психология деятельности
Развитие психики
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): развитие ребенка--ориентирующий образ--ориентировочная деятельность--теория ориентировочной деятельности--социальная ситуация развития--отношение к миру--активно-действенное отношение--внутренняя позиция--объективная социальная позиция--ориентировка--социальные контексты--зона ближайшего развития--возрастная психология--психологический возраст
Аннотация: В статье представлена модель динамической структуры социальной ситуации развития ребенка. На основе учения об ориентировочной деятельности П. Я. Гальперина обосновывается роль и место ориентирующего образа в структуре социальной ситуации развития, реализующего активно-действенное отношение ребенка к миру. Выделены виды ориентирующих образов, показана их возрастная структура. Конкретизирован механизм развивающего эффекта зоны ближайшего развития.
Найти похожие

9.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Степанова, Марина Анатольевна (кандидат психологических наук; доцент)
Заглавие : Возрастные возможности усвоения математических понятий (на материале начальной школы)
Серия: Психология и практика
Место публикации : Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С.69-81. - ISSN 0042-8841 (Шифр vopp/2015/1). - ISSN 0042-8841
Примечания : Библиогр.: с. 80-81 (41 назв.)
УДК : 159.922.7
ББК : 88.8
Предметные рубрики: Психология
Детская психология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): зона ближайшего развития--культурно-историческая психология--математические понятия--начальная школа--обучение--преподавание математики--психическое развитие--теория поэтапного формирования--типы учения--формирование понятий--школьники начальных классов
Аннотация: На материале представленной ранее в данном номере журнала авторской программе Я. И. Абрамсона по математике для начальной школы поднимается проблема связи интеллектуальных возможностей младших школьников, с одной стороны, и содержания и методов обучения - с другой. С опорой на теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина дается научно-психологическое обоснование программы, приводится ее краткое описание с последующим психолого-педагогическим анализом результатов апробации. Полученные данные выступают практическим подтверждением высокой эффективности обучения, построенного по третьему типу. Обсуждаются перспективы дальнейшего использования программы в школе.
Найти похожие

10.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Рубцов, Виталий Владимирович (ректор; президент Федерации психологов образования России; профессор; академик Российской академии образования; доктор психологических наук)
Заглавие : "Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л. С. Выготский"
Серия: К 120-летию Л. С. Выготского
Место публикации : Вестник образования России. - 2016. - № 23. - С.53-61 (Шифр obra/2016/23)
УДК : 001(091) + 159.9(091)
ББК : 72.3 + 88.1
Предметные рубрики: Наука. Науковедение
История науки
Психология
История психологии
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): зона ближайшего развития--культурно-исторические концепции--культурно-исторические теории--культурно-исторические школы--научные школы--обучение--психическое развитие человека--психология обучения--развитие человека--российские психологи--совместная деятельность--социальная ситуация развития--социальные взаимодействия--социальные отношения
Аннотация: Автор представляет основные положения культурно-исторической теории, привлекая точку зрения своего учителя В. В. Давыдова, по мнению которого основы культурно-исторической концепции были заложены самим Л. С. Выготским в конце 1920-х гг.
Найти похожие

11.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Елфимова, Мария Михайловна (кандидат психологических наук; доцент)
Заглавие : Нарратив как инструментальное средство произвольного смыслообразования
Серия: Тематические сообщения
Место публикации : Вопросы психологии. - 2018. - № 1. - С.90-103. - ISSN 0042-8841 (Шифр vopp/2018/1). - ISSN 0042-8841
Примечания : Библиогр.: с. 101-102 (39 назв.)References in Russian: с. 102-103 (36 назв.)
УДК : 159.95
ББК : 88.36
Предметные рубрики: Психология
Психология деятельности
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): зона ближайшего развития--ландшафт действия--ландшафт смысла--нарратив--означивание смысла--опосредствование--осмысление значения--произвольное смыслообразование
Аннотация: Исследование проблемы развития произвольного смыслообразования реализуется в данной работе через соотнесение культурно-исторической концепции и нарративного подхода в психологии. Общей идеей выступает обретаемая человеком возможность движения в зоне своего ближайшего развития через сотрудничество, опосредствуемое "орудиями-органами", которые не только дают определенное представление о мире, но и порождают в человеке новый личностный опыт.
Найти похожие

12.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Фаликман, Мария Вячеславовна (доктор психологических наук; профессор; старший научный сотрудник)
Заглавие : Цифровое опосредствование: новые рубежи культурно-исторического подхода
Серия: Методология и теория
Место публикации : Вопросы психологии. - 2020. - № 2. - С.3-14. - ISSN 0042-8841 (Шифр vopp/2020/2). - ISSN 0042-8841
Примечания : Библиогр.: с. 11-13 (54 назв.)References in Russian: р. 13-14 (20 names)
УДК : 159.9
ББК : 88.3
Предметные рубрики: Психология
Общая психология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): зона ближайшего развития--инструментальность психики--интериоризация--культурно-историческая психология--культурно-исторический подход--культурное развитие--опосредствование--психические функции--цифровая трансформация--цифровое опосредствование--цифровые технологии--экстериоризация
Аннотация: Предпринимается попытка проанализировать через призму культурно-исторического подхода Л. С. Выготского изменения в системе познавательных процессов человека и в ходе когнитивного развития, которые влечет за собой технологический прогресс. Исследования в данной области крайне затруднены в силу стремительного развития цифровых технологий и их проникновения во все сферы человеческой практики. С опорой на представление Л. С. Выготского об инструментальности психики рассматривается общее изменение вектора культурного развития психических функций: от интериоризации, или "вращивания" культурных орудий в структуру психики в ходе совместной деятельности со взрослым в зоне ближайшего развития, к "новой экстериоризации", разделению функций с цифровыми устройствами в ходе их самостоятельного освоения и использования ребенком. Следствием использования цифровых средств для решения мнемических и других когнитивных задач становится стирание границ между индивидуальной психикой и новыми возможностями цифровых устройств и технологий. Это разделение функций ведет к своеобразной реорганизации всей системы высших психических функций человека, которая только в последнее десятилетие становится предметом исследований в психологии и когнитивных науках.
Найти похожие

13.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Доценко, Евгений Леонидович (доктор психологических наук; профессор), Старцева, Вера Александровна, Пчелина, Ольга Викторовна
Заглавие : Становление готовности к совершению поступков
Серия: Тематические сообщения
Место публикации : Вопросы психологии. - 2020. - № 5. - С.45-55. - ISSN 0042-8841 (Шифр vopp/2020/5). - ISSN 0042-8841
Примечания : Библиогр.: с. 54-55 (15 назв.)References in Russian: p. 55 (8 names)
УДК : 159.923
ББК : 88.37
Предметные рубрики: Психология
Психология личности
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): внутренний диалог--возрастные особенности--готовность к поступкам--диалоги--зона ближайшего развития--имплицитный диалог--интериоризация--личностная зрелость--поступки--эксплицитный диалог
Аннотация: Приведены результаты исследования диалога как культурного средства становления готовности человека совершать поступки. В традиции культурно-исторической психологии такая готовность рассматривается как результат интериоризации человеком межличностного диалога (дискуссии). Предложено различать два вида внутреннего диалога: а) эксплицитный - проговариваемый во внутреннем плане, он легко может быть экстериоризован; б) имплицитный - в норме почт и не вербализуемый. Эксплицитный диалог нужен для осознания задачи совершить поступок, прояснения условий, а имплицитный - для поиска по возможности творческого решения этой задачи. Результаты эмпирического исследования показали, что период становления готовности совершать поступки - от младшего школьного возраста до зрелости. Различные виды диалога получили разные возрастные локализации зон ближайшего развития: внешний эксплицитный усваивается в младшем школьном возрасте, внутренний эксплицитный осознанный диалог - в подростковом и юношеском (с разной степенью успешности), имплицитный привлекается к совершению поступка в полной мере лишь у взрослых.
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)