Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полный информационныйкраткий
Поисковый запрос: (<.>K=Банаха - Тарского парадокс<.>)
Общее количество найденных документов : 1
1.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Линьлинь Чжан
Заглавие : Математика как организующее начало системы персонажей в романе Андрея Белого "Петербург"
Серия: Андрей Белый: числа и образы
Место публикации : Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 1. - С.168-179. - ISSN 0130-0075 (Шифр mfil/2023/1). - ISSN 0130-0075
Примечания : Библиогр. в примеч.
УДК : 82.01
ББК : 83.01
Предметные рубрики: Литературоведение
Поэтика
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): банаха - тарского парадокс--аритмология--непрерывность--парадокс банаха - тарского--персонажи--пифагорейцы--романы--система персонажей
Аннотация: Предпринимается попытка доказать, что математика является не только одним из ключей к постижению концептосферы романа А. Белого "Петербург", но и основой его поэтики - в том числе персонажной сферы. Именно математическим подходом к способам группировки персонажей, а также к видам психологического анализа обеспечивается композиционное единство хаотичного, "несобранного", на первый взгляд, текста. "Мозговая игра" героев и автора-повествователя, обнажающая текстопорождающий алгоритм романа и предоставляющая, казалось бы, безграничную свободу его создателю, на поверку оказывается тщательно выверенной "программой", основанной на системе бинарных оппозиций. "Петербург" А. Белого - при всей его орнаментальной "пестроте" - является одним из самых упорядоченных текстов русской литературы: случайные встречи и столкновения героев, их хаотичные передвижения по городу, странные поступки, а также "нестройные" мысли имеют строгое математическое обоснование. При этом принцип бинарных оппозиций как организующее начало системы персонажей отвечает логике построения неомифологического текста, для которого характерны взаимное отражение персонажей друг в друге, а также разделение единого "прагероя" на романных двойников. Кроме того, подчеркивается, что интерес Белого к категориям единичности и множественности, задающий математически наглядный вектор восприятия текста - и прежде всего его системы персонажей, - обнаруживает типологическое родство с другими областями математического знания (в частности, с парадоксом Банаха - Тарского).
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)