Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полный информационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>A=Хлопонина, Ольга Олеговна$<.>)
Общее количество найденных документов : 5
Показаны документы с 1 по 5
1.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Хлопонина, Ольга Олеговна (старший преподаватель; кандидат культурологии)
Заглавие : Мифологический подход как методологическая основа типологизации женских образов
Серия: Методические материалы в учебном процессе
Место публикации : Ученый совет. - 2021. - Т. 18, № 11. - С.839-848: 1 фот. - ISSN 2074-9953 (Шифр uchs/2021/18/11). - ISSN 2074-9953
Примечания : Библиогр.: с. 839-848 (23 назв.)
УДК : 316.34/.35 + 008.001
ББК : 60.54 + 71.4
Предметные рубрики: Социология
Социология групп
Культурология
Прикладная культурология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): богородица--андрогинизм--архетипы--героический тип женщины--демонически-роковой тип женщины--демонический тип женщины--женская образность--женские архетипы--женские образы--женский мир--женское начало--мифореставрация--мифы--образ богородицы--образ героини--образ матери--образ роковой женщины--понятие архетипа--понятие женского мира--понятие мифа--ремифологизация--роковой тип женщины--роковые женщины--типологизация женских образов--типы женщин--традиционный тип женщины
Аннотация: Русские религиозные философы пытались понять характер и предсказать судьбу России, апеллируя к божественному знанию, силе и спасительной функции образа Софии-Премудрости. В эпоху модерна это же восприятие женщины и женского осмыслялось в теоретических трудах, художественных произведениях и жизнетворчестве богемной среды Серебряного века, переживавших эсхатологические настроения и осмыслявших судьбу России и мира в целом через обращение в том числе к античному мифу и роли женского начала в теории андрогинизма. Наконец, построение советской идеологической системы в существенной степени опиралось на миф и на всех этапах включало в себя апелляцию к женской образности, основанной на архетипических представлениях. В статье автор обращается к понятиям мифа и архетипа как методологической основе, позволяющей осуществлять классификацию женских типов и определять символическое содержание женской образности. Помимо теоретических обоснований данных категорий в мифологическом направлении культурологии, теории психоанализа, мы обращаемся к их функциональной стороне, позволяющей выявлять и изучать миф в искусстве и культуре в его диахроническом плане. Автор показывает, что образы Матери, Героини, Роковой женщины, которые явно обозначаются в отечественной культуре рубежа XIX и XX веков, наиболее отчетливо могут быть выявлены в рамках мифологического подхода.
Найти похожие

2.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Хлопонина, Ольга Олеговна (старший преподаватель; кандидат культурологии)
Заглавие : Женская образность в массовой культуре начала XX в. и ее репрезентации в литературе, прессе, плакате, кинематографе
Серия: Интеграция науки и образования
Место публикации : Ученый совет. - 2021. - Т. 18, № 12. - С.913-922: 1 фот. - ISSN 2074-9953 (Шифр uchs/2021/18/12). - ISSN 2074-9953
Примечания : Библиогр.: с. 921-922 (14 назв.)
УДК : 008.001
ББК : 71.4
Предметные рубрики: Культурология
Прикладная культурология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): героический тип женщины--женская образность--женская пресса--женские образы--женские типы--журналы--индустриализация--культура--массовая культура--образ женщины--образ женщины в искусстве--образ женщины в кинематографе--образ женщины в литературе--образ женщины в рекламе--плакаты--реклама--роковой тип женщины--типологизация женских образов--типы женщин--традиционный тип женщины
Аннотация: Рубеж XIX-XX вв. принято считать началом формирования того явления, которое получит название "массовая культура". Общий кризис, миграция населения, крушение аристократии и единых установок и ценностей православия приводят к кардинальной смене общественных институтов, социальных страт и привычных классов. Индустриализация привела к сокращению рабочего времени, ручной труд стал заменяться машинным - возникла четкая граница между двумя сферами жизни городской рабочей массы, работой и досугом. В традиционном обществе свободное время проводилось с семьей, профессиональным сообществом, соседями — так или иначе, в коллективе. В разобщенной и пестрой массе города человек оказывался сам по себе. Досуг атомизированных массовых субъектов требовал удовлетворения потребности отдохнуть, отвлечься от отупляющего, "отчужденного", монотонного труда. Ответом на эту потребность и является индустрия развлечений массовой культуры, ценности которой имеют форму товара. Возникает огромный, массовый спрос на продукты и услуги, удовлетворяющие потребности досуга: книги, журналы, пластинки, фильмы. В статье показано, что массовая культура на усредненном уровне закрепляет в массовом сознании востребованные стереотипы женских образов в соответствии с их функциональным назначением. В социальной рекламе, апеллирующей к общечеловеческим ценностям и духовности, доминируют позитивные женские образы матерей (традиционный тип) и сестер милосердия (высокое воплощение рокового типа). Коммерческая реклама, апеллирующая к соблазну и узнаванию, представляет идеализированный роковой тип женщины. Искусство кинематографа обращается к глубоко укорененным мотивам падения и возвышения, физического осквернения и нравственного очищения (доминирующий тип роковой героини). Материал статьи может быть полезен в рамках подготовки курсов по истории отечественной культуры, истории искусства.
Найти похожие

3.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Хлопонина, Ольга Олеговна (старший преподаватель; кандидат культурологии)
Заглавие : Женский вопрос в контексте социальных трансформаций русского общества конца XIX в.: от образования и службы до частно-бытовой сферы
Серия: Интеграция науки и образования
Место публикации : Ученый совет. - 2021. - Т. 18, № 2. - С.144-152: 1 фот. - ISSN 2074-9953 (Шифр uchs/2021/18/2). - ISSN 2074-9953
Примечания : Библиогр.: с. 151-152 (16 назв.)
УДК : 316.34/.35 + 94(470+571)"17/1917"
ББК : 60.54 + 63.3(2)5
Предметные рубрики: Социология --Россия, 19 в.
Социология групп --Россия, 19 в.
История --Россия, 19 в.
Россия в XVIII в. - 1917 г. --Россия, 19 в.
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): женская профессиональная деятельность--женская эмансипация--женский вопрос--женский труд--женское образование--история женского вопроса--история женского движения--история женского образования--история семьи--кризис патриархальной семьи--кризис семейного уклада--патриархальность--положение женщин--российская история--российское женское движение--русская история--русские женщины--русское женское движение--русское общество--социальные трансформации--трансформации русского общества--трансформация женского вопроса
Аннотация: Автор показывает, что в числе наиболее существенных факторов, повлиявших на трансформацию женского мира в конце XIX века, были: возможность получения среднего и высшего образования; профессиональная реализация; крах патриархальной семьи как основы общества; демократизация общества и массовый прирост городского населения; возможность самостоятельного существования женщины в общественной среде; активное развитие средств массовой коммуникации, способствовавшее публичному обсуждению новых идей и их широкому распространению.
Найти похожие

4.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Хлопонина, Ольга Олеговна (старший преподаватель; кандидат культурологии)
Заглавие : "Женский вопрос" в России в контексте методологии социального конструирования гендера
Серия: Интеграция науки и образования
Место публикации : Ученый совет. - 2020. - № 12. - С.47-58: 1 фот. - ISSN 2074-9953 (Шифр uchs/2020/12). - ISSN 2074-9953
УДК : 316.34/.35 + 008.001
ББК : 60.54 + 71.4
Предметные рубрики: Социология --Россия, 21 в.
Социология групп --Россия, 21 в.
Культурология --Россия, 21 в.
Прикладная культурология --Россия, 21 в.
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): гендер--гендерная идентичность--гендерное конструирование--гендерные различия--гендерный дисплей--гендерный подход--женский вопрос--женское начало--женское поведение--женственность--женщины--исследовательская парадигма--конструкты--маскулинность--мужественность--мужское начало--мужское поведение--мужчины--понятие гендера--социокультурные конструкты--феминность--эмансипация
Аннотация: В статье показано, что гендерный подход является одной из важных составляющих методологии социокультурной динамики, что позволяет провести анализ культурных процессов и механизмов с точки зрения конструктов мужского и женского и их иерархии в культуре и обществе. Материалы статьи могут использоваться как основание для выстраивания методологии исследования гендерной проблематики как в выпускных квалификационных работах, так и в диссертациях на соискание ученой степени кандидата наук.
Найти похожие

5.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Хлопонина, Ольга Олеговна (аспирантка)
Заглавие : Архетипические модели художественной репрезентации женских типов в русской массовой культуре 1920-х годов
Серия: История культуры как мифология
Место публикации : Вопросы культурологии. - 2016. - № 9 (сентябрь). - С.30-34. - ISSN 2073-9702 (Шифр vocu/2016/9). - ISSN 2073-9702
Примечания : Библиогр.: с. 34 (10 назв.)
УДК : 008.001
ББК : 71.0
Предметные рубрики: Культурология
Теоретическая культурология --Россия --СССР, 20 в. 20-е гг.
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): архетипические символы--женские образы--идеологемы советской культуры--изобразительное искусство--кинематограф--массовая культура--мифология женских типов--ремифологизация--репрезентация--социальная мифология
Аннотация: В статье рассматриваются особенности репрезентации женских типов в русской художественной культуре 1920-х гг. в контексте процесса ремифологизации. Опираясь на условную типологическую классификацию, восходящую к архаическим коллективным представлениям о женских стереотипах, автор прослеживает процесс "вторичной семиотизации" мифов-идеологем, закрепившихся преимущественно в массовой культуре обозначенного периода, в частности, в изобразительном искусстве и кинематографе.
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)