Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полный информационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>A=Поливанова, Катерина Николаевна$<.>)
Общее количество найденных документов : 8
Показаны документы с 1 по 8
1.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Поливанова, Катерина Николаевна (доктор психологических наук; профессор)
Заглавие : Вступительный комментарий к статье Джеймса Пола Джи "Деятельность человека и социальные группы как естественная среда оценивания: размышления об обучении и оценке в XXI в."
Серия: Теоретические и прикладные исследования
Место публикации : Вопросы образования. - 2013. - № 1. - С.69-72. - ISSN 1814-9545 (Шифр vpro/2013/1). - ISSN 1814-9545
УДК : 159.95
ББК : 88.36
Предметные рубрики: Психология
Психология деятельности, 21 в.
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): зарубежная психология--игры--интериоризация--обучение--отечественная психология--оценивание--самооценка--социальные группы--теория деятельности
Аннотация: Анализируя концепцию присвоения нового знания, выдвинутую Дж. П. Джи, автор проводит параллели с исследованиями структуры деятельности, игры и самооценки в отечественной психологии.
Найти похожие

2.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Поливанова, Катерина Николаевна (доктор психологических наук; профессор), Сазонова, Елена Валериевна, Шакарова, Марта Автандиловна
Заглавие : Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры
Серия: Теоретические и прикладные исследования .
    Практика
Место публикации : Вопросы образования. - 2013. - № 4. - С.283-299. - ISSN 1814-9545 (Шифр vpro/2013/4). - ISSN 1814-9545
Примечания : Библиогр.: с. 297 (16 назв. )
УДК : 373.2
ББК : 74.1
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Дошкольная педагогика
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): взросление--волшебные сказки--детство--кризисы детства--культурно-исторические теории--подростковый возраст--сюжетно-ролевые игры--чтение
Аннотация: Изменение обстоятельств взросления современных детей по сравнению с условиями, в которых росли их родители, трактуется как углубление "кризиса детства". Подчеркивается необходимость новых исследований в области психологии развития, которые применяли бы культурно-исторический подход на современном материале. Представлены два эмпирических исследования: сюжетно-ролевой игры дошкольников на основе современных мультсериалов и подросткового чтения. Показано, что игра современных дошкольников обладает развивающим потенциалом, а ее сюжеты воспроизводят сложные коллизии в отношениях между людьми.
Найти похожие

3.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Поливанова, Катерина Николаевна, Вопилова, Ирина Евгеньевна, Козьмина, Яна Яковлевна, Нисская, Анастасия Константиновна, Сивак, Елизавета Викторовна
Заглавие : Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей
Серия: Теоретические и прикладные исследования
Место публикации : Вопросы образования. - 2015. - № 4. - С.184-200: 2 рис. - ISSN 1814-9545 (Шифр vpro/2015/4). - ISSN 1814-9545
Примечания : Библиогр.: с. 196-197 (41 назв. )
УДК : 37.015 + 371.4
ББК : 74.03 + 74.200
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
История образования
Теория и методика воспитания --Европа --США --Россия, 19 в.; 20 в.
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): образовательные программы для родителей--родительская самоэффективность--самоэффективность--социальная поддержка--тренинги
Аннотация: Рассматриваются основные этапы в развитии образовательных программ для родителей в странах Европы, США и в России, выделяются их содержательные и организационные особенности. Первым этапом становления институализированного образования для родителей являются возникшие в конце XIX — начале XX в. школы для матерей, ориентированные на информирование родителей по вопросам гигиены и здоровья. Второй этап — появление в начале 60-х годов XX в. тренингов, рассчитанных на развитие родительских компетенций и навыков. И наконец, наиболее современным трендом в проектировании образовательных программ для родителей можно считать программы, нацеленные на работу с личностью родителя, его самоэффективностью, т. е. с его представлениями о том, что он может справиться с решением задач по воспитанию ребенка, и что его действия приведут к желаемому результату. Обосновывается использование конструкта самоэффективности как содержательной основы для разработки образовательных программ. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня материнской самоэффективности и социальной поддержки, которое показало, что самоэффективность матерей связана не только с объективным объемом получаемой помощи, но и с оценкой этой помощи и с тем, в какой мере удается избежать противоречий и критики со стороны помощников. Описана авторская образовательная программа для родителей, разработанная с опорой на результаты данного исследования. Авторы утверждают, что умение| выстраивать бесконфликтные отношения, договариваться или противостоять критике со стороны окружающих должно быть неотъемлемой частью образовательных программ, нацеленных на повышение уровня родительской самоэффективности.
Найти похожие

4.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Поливанова, Катерина Николаевна (доктор психологических наук; профессор; директор), Смирнов, Иван Борисович
Заглавие : Что в профиле тебе моем : данные "ВКонтакте" как инструмент изучения интересов современных подростков
Серия: По материалам Международного симпозиума "Л. С. Выготский и современное детство"
Место публикации : Вопросы образования. - 2017. - № 2. - С.134-152: 2 рис., 4 табл. - ISSN 1814-9545 (Шифр vpro/2017/2). - ISSN 1814-9545
Примечания : Библиогр.: с. 149-150 (19 назв. )
УДК : 159.922.7 + 159.9:316.6
ББК : 88.8 + 88.5
Предметные рубрики: Психология
Детская психология
Социальная психология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): вконтакте--детский досуг--интересы подростков--машинное обучение--подростковый возраст--социальные сети
Аннотация: Интересы играют ключевую роль в психическом развитии ребенка. Однако их изучение связано с серьезными методологическими проблемами. Традиционно они исследуются с помощью опросных методов, не способных адекватно отразить многообразный и динамичный мир интересов взрослеющего человека. Авторы предлагают использовать для изучения интересов подростков их подписки на сообщества в социальной сети "ВКонтакте". Отличительной особенностью данных "ВКонтакте" является не только их масштаб, но и отсутствие цензурированности ответов, характерной для опросов. Возможности применения метода продемонстрированы на примере одной московской школы: 674 учащихся, подписанных на 20203 различных сообщества. Обнаружено, что интересы подростков дифференцированы в зависимости от их пола, возраста и успеваемости. Сила этой дифференциации показана на расширенном наборе данных, содержащем информацию об интересах 290182 пользователей "ВКонтакте". Результаты исследования указывают на неоднородность нормы возраста, в частности на ее связь с полом подростка и его успеваемостью. Признание разнородности интересов и разнообразия нормы создает условия для гуманизации образования, в противном случае оно все более отчуждается от реального человека, игнорируя его собственный интерес.
Найти похожие

5.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Поливанова, Катерина Николаевна (доктор психологических наук; профессор; директор), Бочавер, Александра Алексеевна, Нисская, Анастасия Константиновна
Заглавие : Взросление пятиклассников: 1960-е vs 2010-е
Серия: По материалам Международного симпозиума "Л. С. Выготский и современное детство"
Место публикации : Вопросы образования. - 2017. - № 2. - С.185-205: 2 табл. - ISSN 1814-9545 (Шифр vpro/2017/2). - ISSN 1814-9545
Примечания : Библиогр.: с. 202-203 (9 назв. )
УДК : 159.922.7
ББК : 88.8
Предметные рубрики: Психология
Детская психология, 20 в. 60-е гг.; 21 в. 10-е гг.
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): клинические наблюдения--кризисы психического развития--подростковый возраст--становление самостоятельности--чувство взрослости
Аннотация: В течение 12 недель проводилось наблюдение поведения учащихся в 5-м классе московской школы, выполненное как повторение аналогичного проекта середины 1960-х [Эльконин, Драгунова, 1967]. Поскольку результаты наблюдения в оригинальном исследовании не были представлены в тексте, а отразились лишь в индивидуальных описаниях 13 школьников, была проведена процедура выделения признаков, по которым велось наблюдение. Эти признаки группировались в "сферы": подросток в кругу сверстников, в домашней жизни и в школе. Ключевой характеристикой поведения были индикаторы появления у школьников чувства взрослости: стремления к взрослому - свободному и ответственному - поведению. Эти признаки легли в основу программы наблюдений в 2016 г. Выявлено существенно большее разнообразие моделей поведения подростков по сравнению с исходным исследованием и поставлена под сомнение линейная схема смены ценности учебной работы на ценность общения со сверстниками (интимно-личностного общения). Обнаружено, что ценность учебы сохраняется у большинства пятиклассников наряду со стремлением к общению или без такового. Возможно, значимость учебы связана с ее поддержкой семьей и школой, что характерно для данного контингента детей. Выделены четыре типа учащихся в зависимости от наличия или отсутствия признаков заинтересованного отношения к учебе и общению. В статье приведены фрагменты протоколов, которые велись во время наблюдения, а также фрагменты полуструктурированных интервью. Сформулированы гипотезы о связи протекания перехода к подростковому возрасту с особенностями семьи и образовательной организации и спроектировано продолжение наблюдений за поведением школьников с различным бэкграундом.
Найти похожие

6.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Павленко, Ксения Викторовна, Поливанова, Катерина Николаевна, Бочавер, Александра Алексеевна, Сивак, Елизавета Викторовна
Заглавие : Дополнительное образование школьников : функции, родительские стратегии, ожидаемые результаты
Серия: Статистика и социология образования
Место публикации : Вопросы образования. - 2019. - № 2. - С.241-261: 3 диагр. - ISSN 1814-9545 (Шифр vpro/2019/2). - ISSN 1814-9545
Примечания : Библиогр.: с. 256-258 (20 назв. )
УДК : 373
ББК : 74.2
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Общеобразовательная школа
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): вовлеченность детей в дополнительное образование--дополнительное образование--компенсирующие функции--предметные блоки--развивающие функции--родительские стратегии--тематические направления
Аннотация: С целью проанализировать представления родителей школьников о функциях дополнительного образования, выявить стратегии выбора тех или иных вариантов дополнительного образования, которых придерживаются семьи, и результаты, которых они ждут, проведены анкетный опрос (6648 респондентов), а также полуформализованные интервью с родителями школьников в российском мегаполисе. Авторы исходят из представления о негомогенности школьного дополнительного образования с точки зрения решаемых задач и ожидаемых результатов. На основе эмпирических данных рассматриваются компенсирующая и развивающая функции дополнительного образования. Компенсирующая функция заключается в восполнении недостатков школьного образования и предполагает занятия по школьным предметам. Развивающее дополнительное образование выходит за пределы школьной программы и делает образовательное пространство ребенка более разнообразным. На основе анализа интервью выделены две основные стратегии, которых придерживаются семьи при выборе развивающих дополнительных занятий: ориентированная на развитие "гибких" навыков, т. е. метапредметных компетенций, и ориентированная на развитие "жестких" навыков, т. е. на получение специальных знаний в институциональных рамках.
Найти похожие

7.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Граус, Гер, Косарецкий, Сергей Геннадьевич, Кудрявцева, Анжелика Аркадьевна, Поливанова, Катерина Николаевна, Сивак, Елизавета Викторовна, Иванов, Иван Юрьевич
Заглавие : Эдьютейнмент-центры как образовательный феномен
Серия: Практика
Место публикации : Вопросы образования. - 2021. - № 2. - С.243-260. - ISSN 1814-9545 (Шифр vpro/2021/2). - ISSN 1814-9545
Примечания : Библиогр.: с. 258-260 (17 назв. )
УДК : 371.3
ББК : 74.202
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Теория и методика обучения, 20 в.
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): города профессий--образовательное пространство--образовательные экосистемы--эдьютейнмент--эдьютейнмент-центры
Аннотация: Начиная с последней трети 20 в. в разных странах создаются организации, сочетающие практики развлечения и образования, - эдьютейнмент-центры. В конце 20 в. появился новый вид таких центров - "города профессий" для детей, первым и наиболее глобальным представителем которых стала Кидзания. На ее примере рассматриваются составляющие практик "городов профессий", обеспечившие их востребованность у детей и семей, а также место такого рода центров в образовательном пространстве современного городского ребенка. Обсуждается влияние соотношения между развлечением и образованием, между коммерческой и образовательной составляющими эдьютейнмент-центров на актуальное состояние и перспективы данного сектора системы образования.
Найти похожие

8.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Поливанова, Катерина Николаевна (доктор психологических наук), Бочавер, Александра Алексеевна
Заглавие : Детство: парадоксы самостоятельности
Параллельн. заглавия :Childhood: The Paradoxes of Autonomy
Место публикации : Вопросы образования. - 2024. - № 1. - С.214-235. - ISSN 1814-9545 (Шифр vpro/2024/1). - ISSN 1814-9545
Примечания : Библиогр.: с. 233-234
УДК : 159.923 + 316.74:37
ББК : 88.37 + 60.561.9
Предметные рубрики: Психология
Психология личности
Социология
Педагогическая социология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): автономность--агентность--взросление--волевое функционирование--детская психология--детство--независимость--обучение--продуктивные действия--самостоятельность
Аннотация: Конструкты "агентность" и "автономия" применительно к проблеме взросления и развития ребенка. Авторы проводят разделение агентности как преодоления границ, характеризующих структуру, и автономии как действия внутри исходно заданных границ. Механизмом агентности они считают продуктивное действие (событие) как меняющее ситуацию действования, а способом "обучения" агентности - пробу, в том числе игровую. Термины "самостоятельность" и "автономия" используются как синонимы.
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)