Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
Формат представления найденных документов:
полный информационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>A=Мелик-Пашаев, Александр Александрович$<.>)
Общее количество найденных документов : 4
Показаны документы с 1 по 4
1.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Мелик-Пашаев, Александр Александрович (кандидат психологических наук)
Заглавие : Личность и эстетическое отношение к действительности
Серия: Ad litteram .
    Буквально
Место публикации : Свободная мысль. - 2014. - № 1 (1643). - С.175-188. - ISSN 0869-44435 (Шифр xxi_/2014/1). - ISSN 0869-44435
Примечания : Библиогр. в сносках
УДК : 371.4
ББК : 74.200
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Теория и методика воспитания --СССР
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): жизненные ценности--идеология--коммунистическое воспитание--личность--произведения искусства--социалистическая культура--социалистическое искусство--художественное воспитание--художественное образование--эстетическое воспитание--эстетическое отношение к миру
Аннотация: Рассматриваются проблемы формирования личности человека, всей системы его отношения к действительности, жизненных ценностей при помощи художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Статья впервые была опубликована в журнале "Коммунист", № 3, 1984 г.
Найти похожие

2.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Мелик-Пашаев, Александр Александрович (доктор психологических наук; главный научный сотрудник)
Заглавие : Одаренность как норма и как призвание
Серия: Тематические сообщения
Место публикации : Вопросы психологии. - 2016. - № 2. - С.70-82. - ISSN 0042-8841 (Шифр vopp/2016/2). - ISSN 0042-8841
Примечания : Библиогр.: с. 81-82 (32 назв.)References.: с. 82 (32 назв.)
УДК : 159.923
ББК : 88.37
Предметные рубрики: Психология
Психология личности
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): внутренняя энергия души--индивидуальная одаренность--ключевое переживание--культурная одаренность--норма статистическая--одаренность--одаренность личности--призвание--родовая одаренность--творческое я--ценностная одаренность
Аннотация: В статье рассматриваются разные значения термина "норма": как статистически среднее, как приближающееся к культурному образу и как "высшее из возможного". С точки зрения ценностного значения термина одаренность оказывается не редкостью, а общечеловеческой нормой, поскольку человек является по природе творческим существом. Что касается одаренности к конкретным видам деятельности, то она рассматривается в двух аспектах: родовом, присущем человеку как потенциально универсальному существу, и индивидуальном, как направленность людей именно на данную область деятельности, как призвание к ней. В биографиях выдающихся людей, "призванных" к разным видам творчества, присутствуют близкие по психологическому содержанию "ключевые" переживания, определившие их путь. Такое переживание захватывает человека (обычно ребенка или подростка) полностью: на соматическом, эмоциональном, интеллектуальном и смысложизненном уровнях; оно помнится в течение всей жизни как главное событие, определившее творческий путь; оно более или менее отчетливо осознается как вневременная встреча с собственным будущим Я.
Найти похожие

3.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Мелик-Пашаев, Александр Александрович (доктор психологических наук; главный научный сотрудник), Новлянская, Зинаида Николаевна
Заглавие : Исток художественного творчества: значимое переживание и/или освоение культурной формы?
Серия: Тематические сообщения
Место публикации : Вопросы психологии. - 2018. - № 6. - С.29-39. - ISSN 0042-8841 (Шифр vopp/2018/6). - ISSN 0042-8841
Примечания : Библиогр.: с. 37-39 (48 назв.)References in Russian.: с. 38-39 (36 назв.)
УДК : 159.954
ББК : 88.45
Предметные рубрики: Психология
Психология творчества
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): внутренняя активность души--значимое переживание--музыкальные способности--освоение культурной формы--творчество--художественная одаренность--художественное творчество--художественные образы--эстетическое отношение
Аннотация: В статье на примере классического исследования музыкальных способностей В. М. Теплова и других ученых, рассматривается исток самостоятельного художественного творчества человека. Показано, что творческая одаренность коренится не в специальных способностях, а в особом отношении человека к действительности, благодаря чему неповторимый опыт человека преобразуется в художественные образы.
Найти похожие

4.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Мелик-Пашаев, Александр Александрович (доктор психологических наук; главный научный сотрудник)
Заглавие : Доминанта и творчество
Серия: Тематические сообщения
Место публикации : Вопросы психологии. - 2020. - № 3. - С.80-91. - ISSN 0042-8841 (Шифр vopp/2020/3). - ISSN 0042-8841
Примечания : Библиогр.: с. 90 (32 назв.)References in Russian: р. 90-91 (26 names)
УДК : 159.954
ББК : 88.45
Предметные рубрики: Психология
Психология творчества
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): внутренняя энергия души--дивергентное мышление--доминанта--жизненный опыт человека--инсайт--креативность--одаренность--психологические качества человека--творчество
Аннотация: Способность к творчеству (одаренность) является сущностной характеристикой человека, проявлением изначально присущей ему "внутренней энергии души" (В. В. Зеньковский). В то же время атрибуты спонтанности и свободы, неотъемлемые от полноценного творческого акта, препятствуют изучению творчества в свойственной науке каузальной логике, в условиях эксперимента и с применением измерительных процедур. Альтернативный подход предполагает опору на целостную, "системообразующую" характеристику человека как творческой личности. Анализ психологических исследований, биографических данных и интроспективного опыта выдающихся творцов в разных областях культуры приводит к выводу, что основой полноценного и успешного творчества являются полнота погруженности и то "смысложизненное" значение, которое имеют для человека его деятельность в избранной области; его стремление "переводить в нее свою жизнь". В силу этого складывается соответствующая доминанта, которая модифицирует одновременно и психику человека, и картину мира, в котором он живет и творит. Она преобразует нейтральные (не специализированные) психологические качества человека в актуальные способности к данному виду деятельности и одновременно, действуя аналогично доминанте физиологического уровня, трансформирует эффект воздействия повседневных впечатлений, извлекая из них именно то, что отвечает ее запросу. В результате разнообразный жизненный опыт человека превращается в повод и материал для зарождения и воплощения творческих замыслов в науке, искусстве или какой-либо другой области. Это позволяет по-новому осмыслить те случаи "инсайта", когда его вызывают явления, с рациональной точки зрения не имеющие ничего общего с возникающей идеей или образом. Автор соотносит свою позицию с задачами развития одаренности в педагогической практике и обосновывает утверждение, что для воспитания творческой личности в какой бы то ни было сфере деятельности плодотворно раннее и полноценное приобщение детей к художественному творчеству, поскольку эстетическое отношение к миру воспитывает чувство сопричастности, родства со всеми явлениями бытия, чуткость к тем сторонам действительности, которые не представляются значимыми в контексте повседневности, но могут способствовать зарождению и оформлению творческих замыслов.
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)