Главная Упрощенный режим Описание Шлюз Z39.50
Авторизация
Фамилия
Пароль
 

Базы данных


- результаты поиска

Вид поиска

Область поиска
 Найдено в других БД:Книги фонда НБ СГЮА (1)
Формат представления найденных документов:
полный информационныйкраткий
Отсортировать найденные документы по:
авторузаглавиюгоду изданиятипу документа
Поисковый запрос: (<.>A=Кибальник, Сергей Акимович$<.>)
Общее количество найденных документов : 3
Показаны документы с 1 по 3
1.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Кибальник, Сергей Акимович (доктор филологических наук)
Заглавие : "Молодая эмиграция" в романе "Идиот"
Серия: О Достоевском
Место публикации : Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2022. - № 4. - С.164-174. - ISSN 0130-0075 (Шифр mfil/2022/4). - ISSN 0130-0075
Примечания : Библиогр. в примеч.
УДК : 821.161.1.09"18"
ББК : 83.3(2Рос=Рус)5
Предметные рубрики: Литературоведение
Русская литература XIX в.
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): биографический подтекст--герои--молодая эмиграция--прототипы--романы--русские социалисты
Аннотация: В эпизоде романа "Идиот" с "современными позитивистами из самой крайней молодежи" принято видеть преломление впечатлений Достоевского от русских социалистов, живших в России. Рассмотрены те его моменты, которые в большей мере напоминают завуалированную полемику Достоевского с так называемой молодой эмиграцией. Об этой полемике писатель мог составить себе представление как в ходе собственных наблюдений в период его пребывания в Женеве, в первую очередь из личного общения с Н. П. Огаревым, так и из знакомства с сочинениями Герцена и публицистикой участников женевской "молодой эмиграции". Так, в эпизоде посещения князя Мышкина Бурдовским и К°, по-видимому, отразились, с одной стороны, претензии "молодой эмиграции" к Герцену по вопросу о так называемом "бахметьевском фонде", а с другой - некоторые характеристики ее Герценом. Во всяком случае, кое-что из сказанного по поводу всей этой истории Мышкиным перекликается с инвективами Герцена в адрес "молодой эмиграции". Соответственно, памфлет А. А. Серно-Соловьевича против Герцена "Наши домашние дела" может рассматриваться как еще один источник "газетного" фельетона Келлера и Докторенко на князя Мышкина. При этом в романе "Идиот" еще нет такого резко негативного освещения "современных позитивистов", какое проявится в "Бесах" в отношении Петра Верховенского: последний сам признается Ставрогину в том, что он "мошенник, а не социалист". Общее снисходительно-сдержанное отношение Мышкина к "современным позитивистам" в свете этого даже кажется своеобразным отзвуком суждений Огарева о "молодой эмиграции", высказанных в личных беседах с Достоевским или в печати. Как известно, Огарев был одним из прототипов князя Мышкина. Дополнительным аргументом в пользу такого представления является сюжетная линия "Мышкин - Мари" и отношения Огарева с Мери Сетерленд.
Найти похожие

2.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Кибальник, Сергей Акимович (доктор филологических наук; профессор)
Заглавие : "Если Бог есть, то все позволено" (Центральная метатема творчества Достоевского в современной европейской психоаналитической философии)
Серия: Философия, религия, культура
Место публикации : Вопросы философии. - 2019. - № 9. - С.87-97. - ISSN 0042-8744 (Шифр voph/2019/9). - ISSN 0042-8744
Примечания : Библиогр.: с. 95-97
УДК : 82.09
ББК : 83.2
Предметные рубрики: Литературоведение
Анализ литературного произведения. Литературная критика
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): достоевсковедение--интерпретации текста--религиозная философия--религиозная этика--философия религии
Аннотация: Знаменитая формула Ивана Карамазова "Если Бога нет, то все позволено" в действительности обозначает центральную философскую метатему всего творчества Ф. М. Достоевского. Она неоднократно подвергалась реинтерпретациям в западной литературе и философии. Любопытные новые варианты ее трансформации представлены в современной европейской философии психоаналитического и фрейдомарксистского толка. Так, Ж. Лакан полагал, что психологию современного западного человека, чье бессознательное определяется подавленными запретами, напротив, скорее можно описать формулой: "Если Бога нет, то не позволено вообще ничего". Соответственно, фундаменталистское мироощущение, по С. Жижеку, исходит из того, что "если Бог есть, то все позволено", и именно эту формулу якобы отстаивает в своих произведениях - хотя его позиция, как оговаривается Жижек, и оказывается немного сложнее - сам Достоевский. В статье показано, какие в действительности варианты этой формулы встречаются в романе Достоевского "Братья Карамазовы" и в рассказе "Бобок", какой смысл обретает эта метатема в образной структуре этих произведений, а также какой из ее вариантов в большей степени соответствует художественной логике их автора.
Найти похожие

3.

Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Кибальник, Сергей Акимович (доктор филологических наук; профессор)
Заглавие : Гоголь, Достоевский и "социальное христианство"
Серия: Из истории отечественной философской мысли
Место публикации : Вопросы философии. - 2017. - № 4. - С.150-158. - ISSN 0042-8744 (Шифр voph/2017/4). - ISSN 0042-8744
Примечания : Библиогр.: с. 157-158References: p. 158
УДК : 1(470+571)
ББК : 87.3(2)
Предметные рубрики: Философия
Философия России и СССР
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): классики литературы--русская философия--русские писатели--русский социализм--социальное христианство--философия литературы
Аннотация: Так называемый "русский социализм" Ф. М. Достоевского, как он сам называет его в "Дневнике писателя", давно и справедливо связывается с французским "социальным христианством". В то же время этот "русский социализм" и весь комплекс социально-философских убеждений Достоевского 1860-1880-х гг. чрезвычайно напоминает позднего Гоголя. В статье проведен ряд параллелей между двумя русскими классиками, и обращается внимание на то, что те же самые взгляды, которые обычно в целом сочувственно излагаются исследователями, подвергаются нелицеприятной критике, как только разговор заходит о позднем Гоголе.
Найти похожие

 
© Международная Ассоциация пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ)