81(Нем) М74 Мокшина, Елена Александровна. Когнитивная метафора как средство объективации эмоциональных концептов "Traurigkeit" и "GIuck" в немецкой, австрийской и швейцарской современной художественной картине мира [Text] : дис. ... канд. филолог. наук / Е. А. Мокшина ; Воронежский гос. пед. ун-т. - Воронеж, 2003. - 244 s. Содержание: ВВЕДЕНИЕ . - S .6 ГЛАВА I. Когнитивные основания эмоциональных концептов. Способы их вербальной объективации . - S .15 1. Роль когниции в порождении эмоций . - S .15 2. Концепт как структура представления знаний об эмоции . - S .18 2.1. Характеристика и архитектоника эмоционального концепта. Базовые и производные эмоциональные концепты . - S .18 2.2. Когнитивные структуры в системе эмоций. Структура ассоциативного поля эмоционального концепта (гештальт-структура) . - S .21 3. Эмоциональный концепт как один из доминантных компонентов концептосферы языка . - S .25 3.1. Национально-культурная специфика эмоционального концепта и картина мира . - S .25 3.2. Аксиологическая доминанта в смысловом наполнении эмоциональных концептов в немецкой, австрийской и швейцарской художественной картине мира . - S .27 4. Языковая объективация эмоциональных концептов. Метафора как средство репрезентации эмоциональных концептов . - S .30 4.1. Способы языковой объективации эмоциональных концептов. Роль метафоры в вербальной репрезентации эмоциональных концептов . - S .30 4.2. Доминантные типы метафор, участвующих в вербальной репрезентации эмоциональных концептов. Когнитивный механизм метафор, эксплицирующих эмоциональные концепты . - S .35 5. Соотнесённость метафорических моделей с когнитивным содержанием эмоциональных концептов «Traurigkeit» и «Gluck» (методология исследования) . - S .43 6. Выводы . - S .48 ГЛАВА II. Лингво-когнитивный анализ метафор, репрезентирующих эмоциональный концепт «Traurigkeit» . - S .50 1. Метафорическое ядро концепта «Traurigkeit» . - S .50 1.1. Характеристика концепта "Traurigkeit" в квантитативном и квалитативном аспекте . - S .21 1.2. Гештальтный анализ лексем-номинантов концепта "Traurigkeit" . - S .28 1.3. Метафоры, эксплицирующие визуальное проявление концепта "Traurigkeit" . - S .63 1.4. Значимостные концептуальные признаки эмоции "Traurigkeit" . - S .66 2. Ближняя периферия концепта «Traurigkeit» . - S .69 2.1 Лингво-когнитивная реализация ассоциативно-образных парадигм "Traurigkeit —> субъект действий", "Traurigkeit —> объект действий", "Traurigkeit —> природа" в немецкой художественной картине мира . - S .70 2.2 Лингво-когнитивная реализация ассоциативно-образных парадигм "Traurigkeit —> субъект действий", "Traurigkeit —> объект действий", "Traurigkeit —> природа" в швейцарской художественной картине мира . - S .77 2.3 Лингво-когнитивная реализация ассоциативно-образных парадигм "Traurigkeit —> субъект действий", "Traurigkeit —>объект действий", "Traurigkeit —> природа" в австрийской художественной картине мира . - S .79 3 Дальняя периферия концепта «Traurigkeit» . - S .82 3.1. Лингво-когнитивная объективация ассоциативно-образной парадигмы «причины печали —> состояние печали —> результат печали» в немецкой художественной картине мира . - S .84 3.2. Лингво-когнитивная объективация ассоциативно-образной парадигмы «причины печали —> состояние печали —> результат печали» в швейцарской художественной картине мира . - S .96 3.3. Лингво-когнитивная объективация ассоциативно-образной парадигмы «причины печали —> состояние печали —> результат печали» в австрийской художественной картине мира . - S .105 4. Выводы . - S .116 ГЛАВА III. Лингво-когнитивный анализ метафор, объективирующих эмоциональный концепт «Gluck» . - S .119 1. Метафорическое ядро концепта «Gluck» . - S .119 1.1. Характеристика концепта "Gluck" в квантитативном и квалитативном аспекте . - S .120 1.2. Гештальтный анализ лексем-номинантов концепта "Gluck" . - S .130 1.3. Метафоры, эксплицирующие визуальное проявление концепта "Gluck" . - S .134 1.4. Значимостные концептуальные признаки эмоции "Gliick" . - S .136 2. Ближняя периферия концепта «Gluck» . - S .139 2.1. Лингво-когнитивная объективация ассоциативно-образных парадигм "Gluck —> субъект действий", "Gluck —> объект действий", "Gluck —> итог познания", "Gluck —> природа" в немецкой, швейцарской и австрийской художественной картине мира . - S .139 3. Дальняя периферия концепта «Gluck» . - S .148 3.1. Лингво-когнитивная объективация ассоциативно-образной парадигмы «причины счастья —> состояние счастья» в немецкой, швейцарской и австрийской художественной картине мира . - S .148 4.Выводы . - S .158 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . - S .160 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . - S .171 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ . - S .187 СПИСОК ИССЛЕДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . - S .188 ПРИЛОЖЕНИЕ . - S .191 ПРИЛОЖЕНИЕ II . - S .201
Кл.слова (ненормированные): когнитивная метафора -- немецкий язык -- объективация -- концепт -- traurigkeit -- giuck -- метафора Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Воронежский гос. пед. ун-т Экземпляры всего: 1 орк (1) Свободны: орк (1) |
81 Ч-57 Чечетка, Валентина Ивановна. Концепт "человек" в мифопоэтической картине мира (на материале древнегерманских героических песен, легенд, сказаний) [Текст] : дис. ... канд. филолог. наук / В. И. Чечетка ; Воронежский гос. пед. ун-т. - Воронеж, 2005. - 235 с. Содержание: Введение . - С .5 Глава 1. Теоретические основы исследования мифопоэтической языковой картины мира . - С .15 1.1. Концептуальная и языковая картина мира. Понятие «концепт» . - С .15 1.2. Специфика мифологического мышления и мифопоэтическая картина мира . - С .17 1.3. Характеристика картины мира Средневековья в аспекте ее корреляции с базовыми категориями человеческого сознания . - С .20 1.4. Метафора как средство объективации концепта «человек» . - С .23 1.5. Феномен «человек» в философско-лингвистическом аспекте . - С .25 1.6. Тендерный принцип в текстах героических песен и сказаний древних германцев . - С .30 1.7. Онимы как когнитивный базис для характеристики мифопоэтических образов Средневековья . - С .33 1.8. Эмоции как средство вербальной объективации реалий внешнего и внутреннего мира человека . - С .37 1.9. Древнегерманский героический эпос в диахронической перспективе . - С .39 Выводы . - С .42 Глава 2. Концепт «мужчина» в мифопоэтике Средневековья . - С .46 2.1. Семантический аспект исследования мужских персонажей в героическом эпосе Средневековья . - С .47 2.2. Личные имена мужских мифопоэтических образов в героических песнях и сказаниях древних германцев . - С .53 2.3. Метафорические образы мужских персонажей в мифопоэтической картине мира в аксиологическом аспекте . - С .56 2.4. Вербально-психологический портрет мужчины в героическом эпосе Средневековья . - С .59 2.4.1. Экстернально-эстетическая характеристика мифопоэтических мужских персонажей в героическом эпосе древних германцев . - С .59 2.4.2. Доминантные качества мужских персонажей в героическом эпосе Средневековья . - С .62 2.5. Системообразующие элементы эмоционального мира человека в древнегерманском героическом эпосе . - С .70 2.5.1. «Гнев» как базовая составляющая эмоционального мира человека в эпоху Средневековья . - С .73 2.5.2. «Печаль» в мифопоэтической картине мира . - С .82 2.5.3. «Страх» в героическом эпосе древних германцев . - С .88 Выводы . - С .93 Глава 3. Концепт «женщина» в героических песнях древних германцев . - С .96 3.1. Семантический аспект исследования женских персонажей героическом эпосе Средневековья . - С .97 3.2. Личные имена женских мифопоэтических персонажей в героическом эпосе Средневековья . - С .100 3.3. Метафорические образы мифопоэтических женских персонажей в аксиологическом аспекте . - С .102 3.4. Вербально-психологический портрет женщины в эпоху Средневековья . - С .106 3.5. Системообразующие элементы эмоционального мира женщины в древнегерманском героическом эпосе . - С .107 3.5.1. Соотношение позитивных и негативных типов эмоций, коррелирующих с образами женских персонажей в мифопоэтике Средневековья . - С .111 3.5.2. «Любовь» как доминантная составляющая эмоционального мира мифопоэтических женских персонажей . - С .115 Выводы . - С .117 Глава 4. Концепт «богатство» и его этнокультурные составляющие: «одежда», «золото», «драгоценные камни» в мифопоэтической картине мира . - С .120 4.1. Концепт «одежда» как один из доминантных элементов социально-эстетической парадигмы в мифопоэтике Средневековья . - С .120 4.2. Национально-культурная специфика феномена «богатство» в средневековой картине мира . - С .137 4.3. «Золото» как символ власти и могущества в героическом эпосе древних германцев . - С .140 4.4. Этнокультурная специфика «драгоценных камней» как символов богатства в мифопоэтической языковой картине мира . - С .152 Выводы . - С .161 Заключение . - С .164 Список использованной литературы . - С .182 Список литературных источников . - С .201 Список использованных словарей . - С .202 Список таблиц . - С .204 Приложение . - С .205
Кл.слова (ненормированные): древние германцы -- древнегерманские легенды -- песни -- сказания -- легенды -- мифы -- лингвистика -- героический эпос -- эмоции -- концепты -- германцы Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Воронежский гос. пед. ун-т Экземпляры всего: 1 орк (1) Свободны: орк (1) |