Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 1/Ф56
Автор(ы) : Кохановский, Валерий Павлович, Лешкевич, Татьяна Геннадьевна, Матяш Т. П., Фатхи Т. Б.
Заглавие : Философия науки в вопросах и ответах : учебное пособие для аспирантов . -Изд. 5-е
Выходные данные : Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
Колич.характеристики :346, [1] с
Серия: Высшее образование
ISBN, Цена 978-5-222-14011-6: 235.00, 235.00, р.
УДК : 1 + 19(075.8) + 001(075.8)
ББК : 87я73
Предметные рубрики: Философия-- Социальная философия
Наука и знание в целом. Организация умственного труда
Содержание : ОТ АВТОРОВ ; Раздел I. ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ; 1. Каковы границы предметной сферы современной философии науки? ; 2. Как ученые объясняют природу философии науки? ; 3. Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука»? ; 4. Является ли научное знание единственной формой знания? ; 5. Что такое девиантное и анормальное знания? ; 6. В чем специфика обыденно-практического познания? ; 7. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания? ; 8. В чем заключается специфика игрового познания? ; 9. Что такое личностное знание? ; 10. Каковы особенности научного познания (критерии научности)? ; 11. Как соотносятся философия и наука? ; 12. Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки? ; 13. Имеет ли философия практическую значимость? ; 14. Каковы перспективы взаимоотношения философии и науки? ; 15. Чем различаются наука и искусство? ; 16. Как решалась проблема классификации наук в истории познания? ; 17. Какие существуют классификации современных наук? ; 18. Какова роль науки в современном образовании и формировании личности? ; 19. Каковы основные функции науки и в чем их специфика? ; Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ ; 20. Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки? ; 21. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью? ; 22. В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности? ; 23. Что характерно для развития знания в эпоху эллинизма? ; 24. Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи? ; 25. Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе? ; 26. Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки? ; 27. Что характеризует развитие научных знаний на Арабском Востоке в Средние века? ; 28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения? ; 29. Какие основные исторические этапы в своем развитии прошла наука? ; 30. Каковы особенности механистического естествознания и его методологии? ; 31. Когда и кем в естествознании были впервые сформулированы эволюционные идеи? ; 32. Какова сущность революции в естествознании конца XIX - начала XX в., открывшей период неклассической науки? ; 33. Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания? ; 34. Как и когда происходит формирование науки как профессиональной деятельности? ; 35. Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает? ; 36. Что такое технические науки и какова их специфика? ; 37. Как происходило формирование технических наук? ; 38. Как взаимосвязаны наука и техника? ; Раздел III. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ; 39. Каково содержание понятия «структура научного познания»? ; 40. Что такое эмпиризм и схоластическое теоретизирование? ; 41. Каковы особенности и уровни эмпирического исследования? ; 42. В чем состоит специфика теоретического познания? ; 43. Что такое мышление и каковы его основные уровни? ; 44. Что такое проблема? ; 45. Каковы особенности гипотезы? ; 46. Что такое теория и каковы ее структура и функции? ; 47. Какие существуют виды (типы) теорий? ; 48. Каковы основные способы построения теорий в современной науке? ; 49. Что такое научный закон? ; 50. Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования? ; 51. Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований? ; 52. Включено ли научное сообщество в состав оснований науки? ; 53. Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника? ; 54. Какова структура научной картины мира? ; 55. Каковы основные этапы исторического становления научной картины мира? ; Раздел IV. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ ; 56. Что такое динамика научного знания? ; 57. Каково решение проблемы роста знания в концепции К. Поппера? ; 58. Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос? ; 59. Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда? ; 60. Что такое кумулятивизм и антикумулятивизм? ; 61. Каково значение первичных теоретических моделей? ; 62. Как протекает процесс формирования законов? ; 63. Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске? ; 64. В чем заключается специфика процедуры обоснования научных знаний? ; 65. Можно ли говорить о логике научного открытия? ; 66. Что понимается под развитой научной теорией, каковы ее исходные компоненты? ; 67. В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории? ; 68. Насколько универсальны проблемные ситуации и какую роль они играют в науке? ; 69. В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру? ; 70. Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки? ; 71. Зависят ли деформации науки от идеологии? ; 72. Каковы общие закономерности развития науки? ; Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ; 73. Что такое метод и методология? ; 74. Каково соотношение понятий «теория», «предмет» и «метод»? ; 75. Как соотносятся объективная и субъективная стороны метода? ; 76. Как и по каким основаниям (критериям) можно классифицировать методы? ; 77. В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? ; 78. В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук? ; 79. Каковы основные функции философии в научном познании? ; 80. Какие существуют общенаучные методы эмпирического исследования? ; 81. Каковы общенаучные методы теоретического познания? ; 82. Что такое общелогические методы и приемы исследования? ; 83. Что такое каноны индукции? ; 84. Как соотносятся методы аналогии и моделирования? ; 85. Каковы особенности системного и структурно-функционального подходов? ; 86. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов? ; 87. Что такое понимание? ; 88. В чем состоит сущность объяснения и каковы его основные формы? ; Раздел VI. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ; 89. Что такое научные традиции и каково их многообразие? ; 90. В чем состоит понимание научных революций как перестройки оснований науки? ; 91. Как понималась рациональность в античной философии? ; 92. Когда произошла первая научная революция и как она повлияла на формирование научного типа рациональности? ; 93. Какие изменения произошли в типе рациональности в ходе второй научной революции? ; 94. Какое воздействие оказала третья научная революция на формирование нового типа рациональности? ; 95. Какие элементы античной рациональности обнаружились в ходе четвертой научной революции? ; Раздел VII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ ; 96. Каковы главные характеристики современной постнеклассической науки? ; 97. Предполагает ли освоение саморазвивающихся синергетических систем новые стратегии научного поиска? ; 98. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем? ; 99. Что такое глобальный эволюционизм и какие типы эволюции он в себя включает? ; 100. Свободна ли наука от ценностей? ; 101. Как взаимосвязаны социальные и внутринаучные ценности? ; 102. Насколько значим этос науки в решении проблем современности? ; 103. Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в.? ; 104. В чем состоят изменения мировоззренческих ориентации техногенной цивилизации? ; 105. Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? ; 106. В чем состоит роль науки в преодолении глобальных кризисов? ; Раздел VIII. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ ; 107. Что такое социальное познание и каковы его основные модели? ; 108. Какую роль играла философия в формировании научных знаний об обществе? ; 109. Как происходило формирование социально-гуманитарных наук? ; 110. Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея? ; 111. Какой вклад внесли В. Виндельбанд и Г. Риккерт в понимание специфики социального познания и его методов? ; 112. Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер? ; 113. Каковы основные идеи Х. Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук? ; 114. Каковы основные особенности современного социального познания? ; 115. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук? ; 116. Каковы основные черты новой парадигмы социального познания? ; Раздел IX. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ; 117. В чем состоит понимание науки как социокультурного феномена? ; 118. Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности? ; 119. Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний? ; 120. Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти? ; ЛИТЕРАТУРА
Аннотация: Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» («Философия науки»), утвержденной Министерством образования и науки РФ N 697 от 17.02.2004. В пособии представлены философские вопросы науки как специфической системы знания, своеобразной формы духовного производства и социального института. Рассмотрены генезис и история науки, общие закономерности ее развития, структура и динамика научного познания, его методология, роль науки в жизни человека и общества, перспективы ее развития и ряд других проблем. Пособие рассчитано прежде всего на аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех, кто интересуется философскими проблемами науки.
Экземпляры :н/а(1)
Свободны : н/а(1)
Держатели документа:
НБ СГЮА

Доп.точки доступа:
Кохановский, Валерий Павлович; Лешкевич, Татьяна Геннадьевна; Матяш, Т. П.; Фатхи, Т. Б.