Вид документа : Однотомное издание
Шифр издания : 159.9/М36
Автор(ы) : Маховская, Ольга Ивановна
Заглавие : Коммуникативный опыт личности
Выходные данные : М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 2010
Колич.характеристики :251, [1] с
ISBN, Цена 978-5-9270-0193-4: 100.00, 100.00, р.
УДК : 159.9 + 159.923 + 159.922.7 + 159.99
ББК : 88
Предметные рубрики: Психология-- Психология личности-- Социальная психология
Содержание : Введение ; Глава 1. Роль культурных и социальных факторов в изменении опыта личности ; 1 Культура и личность ; 1.1 Социологические и психологические подходы ; 1.2 Представление о личности в советской психологии ; 1.3 Школа «Культура и личность»: базовая, модальная личности, идеальная базовая личность ; 1.4 Личность как социокультурный тип ; 2 Сценарный подход к изменению опыта личности ; 2.1 Архетипы в психоанализе ; 2.2 Сценарий в трансакционном анализе ; 2.3 Ситуативные сценарии взаимодействия ; 3 Стратегические сценарии формирования «типичного представителя» эпохи: социализация, инкультурация (аккультурация), культурная трансмиссия и др. ; 4 Сценарий как многокомпонентный образ коммуникативного события ; 4.1 Соотношение когнитивных и личностных компонентов при восприятии новых коммуникативных событий ; 4.2 Идентификация и идентичность в сценариях ; 4.3 Соотношение личностных и ситуативных факторов при восприятии новых коммуникативных событий ; 5 Выбор и анализ реальных событий вместо их экспериментального моделирования ; 6 Методы качественного анализа и этнографической экспертизы при изучении восприятия реальных коммуникативных событий ; 6.1 Качественный анализ в полевых исследованиях ; 6.2 Обоснованная теория (grounded theory) ; 6.3 Отечественная гуманитарная традиция: интерпретация, реконструкция, полифония, персонификация, авторский голос ; 7 Психологическое содержание сценариев ; Глава 2. Психологические последствия нарушения базовых сценариев: феномены и подходы ; 1 Феномены аномии ; 1.1 Социологические и психологические представления об аномии ; 1.2 Проявление аномии в разных типах общества ; 1.3 Активисткая парадигма преодоления аномии ; 2. Феномены одиночества ; 2.1 Феноменологический подход к изучению одиночества ; 2.2 Теории одиночества в других направлениях психологии ; 2.3 Объяснение одиночества отечественными психологами и социологами ; 3 Феномен ностальгии ; Глава 3. Стратегические и тактические сценарии социализации (аккультурации) детей российских иммигрантов во Франции и ; 1 Подходы к изучению изменения идентичности детей и подростков ; 2 Концепция многомерного (многоуровневого) изменения идентичности подростков в рамках сценариев аккультурации различного уровня ; 3 Четыре стратегических сценария социализации (аккультурации) детей постсоветских иммигрантов во Франции ; 4 Роль матери в выборе и поддержании сценариев аккультурации детей. Феномен женской эмиграции из России ; 5 Психологические последствия иммиграции для детей: культивированные аутизм и депрессия ; 6 Проблема согласованности участников сценариев социализации (аккультурации) российских детей ; 7 Результаты качественного анализа контрастных сценариев формирования идентичности российских детей в США ; 8 Специфика типичных сценариев социализации (аккультурации) детей российских эмигрантов ; 8.1 Сравнение традиционных сценариев социализации в США и России ; 8.2 Сравнение сценариев взаимодействия родителей американских и российских детей ; 8.3 Сравнение сценариев взаимодействия подростков со сверстниками ; 8.4 Идентификация подростками типа отношений в семье ; 9 Перспективы детей постсоветских иммигрантов в США и Франции с точки зрения эффективности реальных «сценариев социализации (аккультурации) ; 9.1 Сравнение иммиграционных политик США и Франции ; 9.2 Метафоры межкультурного взаимодействия - «диалог культур», «толерантность» ; Глава 4. Влияние прошлого опыта общения на восприятие новых коммуникативных событий в условиях опосредованного общения ; 1 Специфика опосредованного дистантного взаимодействия ; 2 Влияние прошлого опыта общения на феноменологию начального этапа вхождения в телекоммуникацию российских ученых-гуманитариев ; 2.1 Культурно-исторический контекст начала развития телекоммуникации в России ; 2.2 Проблема модерирования общения детей в новых условиях: «детский» этап в развитии проекта «Велихов-Хамбург» ; 2.3 Нормативный конфликт между Сетью и российской научной иерархией: «взрослый» этап в развитии проекта «Велихов-Хамбург» ; 2.4 Равнодушие российских ученых к международным телеконференциям ; 2.5 Смешение коммуникативной и операциональной парадигм взаимодействия как причина компьютерного барьера ; 2.6 Явление «технологического доминирования» в российской научной телекоммуникации ; 2.7 Гуманитарии в командах разработчиков программных продуктов ; 3 Формирование и изменение образа телепрограммы в опыте телезрителей ; 3.1 Воспроизведение сценария телепрограммы дошкольниками в условиях ролевой игры ; 3.2 Изменение образа телепередачи в опыте взрослого зрителя ; Глава 5. Проблемы психологического обоснования сценариев детских телевизионных программ ; 1 Искажение идентичности детей под влиянием телевидения ; 2 Современное состояние детского телевидения в России ; 3 «Контроль идентичности» зрителя ; 4 Проблемы учета возрастных особенностей детской аудитории в телевизионном производстве ; 4.1 Размытость «детства» и проблема учета границ идентичности зрителя ; 4.2 Учет идентичности в формате детских телепрограмм ; 4.3 Юмор как способ поддержать положительную идентичность у дошкольников ; 5 Социально-психологические функции сценария детской телепрограммы ; Глава 6. Формирование солидарных сценариев у дошкольников средствами телевидения. Пример психологического сопровождения международных детских ТВ-проектов: «Улица Сезам в России» ; 1 Роль современных СМИ в формировании навыков солидарного поведения у детей из разных социальных, культурных и религиозных групп ; 2 История и философия образовательного телепроекта «Улица Сезам» (США) ; 3 Изменение критериев оценки эффективности телепрограмм: от академических успехов к освоению сценариев социально-ориентированного поведения ; 4 Специфика IV сезона проекта «Улица Сезам в России» (Россия) ; 5 Цели и задачи полевых исследований, фокус-групп и экспертных оценок на этапе подготовки телепрограммы для детей ; 6 Ключевые проблемы современного российского детства: результаты исследовательского этапа IV сезона «Улицы Сезам в России» ; 6.1 Изменения в экономическойи социальной стратификации общества ; 6 2 Этническое и религиозное деление современного российского общества ; 6 3 Равенство полов и воспитание детей ; 6.4 Различия в семейном устройстве и воспитании детей ; 6.5 Проблемы детей мигрантов ; 6.б Перспективы социализации сирот и социальных сирот ; 7 Аналитический этап телевизионного производства: разработка тематического и образовательного планов для сценаристов ; 8 Задачи психолога в телевизионном производстве ; 9 Организация и методы формативного исследования ; 10 Обсуждение результатов ; 10.1 Результаты претеста (до показа) ; 10.2 Результаты анализа видеосъемки (во время просмотра) ; 10.3 Анализ сформированности понятий детей об усыновлении и инвалидности (до показа сюжетов) ; 10.4 Результаты интервью (после показа) ; Заключение ; Литература
Аннотация: Монография посвящена проблемам изменения коммуникативного опыта личности. Предлагается концепция многоуровневого изменения идентичности личности в новых ситуациях взаимодействия. Сценарий взаимодействия рассматривается в нескольких аспектах - структурно-динамическом, когнитивно-личностном и нормативно-ценностном. Установлен ряд закономерностей коммуникативного опыта, объясняющих трудности начального этапа взаимодействия. Работа выполнена в рамках международных проектов социальной и практической направленности. Книга будет полезна специалистам по массовой коммуникации, психологии общения, а также практическим психологам.
Экземпляры :ч/з1(1)
Свободны : ч/з1(1)
Держатели документа:
НБ СГАП