Вид документа : Многотомное издание
Шифр издания : 1/Н40
Автор(ы) : Невважай, Игорь Дмитриевич
Заглавие : История и философия науки: учебное пособие: в 2 ч./ И. Д. Невважай. Ч. 1: Общие проблемы философии науки
Выходные данные : Саратов: Изд-во Саратовской гос. акад. права, 2008
Колич.характеристики :237, [1] с
Примечания : Список рекомендованной литературы: с. 234-235
ISBN, Цена 978-5-7924-0647-6 (ч. 1): 150.00, 150.00, 220.00, р.
УДК : 1 + 1(091)(075.8) + 001(075.8)
ББК : 87.3:72.3я73
Предметные рубрики: Философия
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): научное познание--мировоззрение--наука в культуре--цивилизации--структура научного знания--научно-технический прогресс
Содержание : Предисловие ; Глава 1. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ ; Научное и обыденное познание ; Основные аспекты бытия науки: наука как система знаний, познавательная деятельность, социальный институт ; История и философия науки, их взаимосвязь. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии ; Глава 2. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ; Традиционалистский и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности ; Функции науки в жизни общества: наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила ; Глава 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ, ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ; «Преднаука» и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей ; Культурный переворот в Древней Греции и становление первых форм теоретической науки. Атомистическая программа Демокрита. Математическая программа Платона. Континуалистская программа Аристотеля. Достижения в области естествознания эпохи античности ; Особенности средневекового миросозерцания и отношение к рационально-научному знанию ; Зарождение опытных наук. Классическая наука XVIII-XIX веков ; Революция в естествознании конца XIX- начала XX века и становление идей и методов неклассической науки ; Возрастание социальной роли науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук ; Глава 4. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ ; Позитивизм О. Конта, Г Спенсера, Дж. С. Милля (первый позитивизм) ; Эмпириокритицизм (второй позитивизм) ; Неопозитивизм (третий позитивизм). Становление неопозитивистской методологии. Логический атомизм ; Развитие философии науки во второй половине XX века. Критический рационализм К. Поппера. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса. Концепция исторической динамики науки Т. Куна. «Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда. Проблема инноваций и преемственности в развитии науки (Дж. Холтон, М. Полани, С. Тулмин) ; Глава 5. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ; Эмпирический и теоретический уровни научного исследования, критерии их различения ; Методы и формы познания эмпирического уровня: вычленение и исследование объекта ; Понятие научного факта, его структура ; Методы и формы познания эмпирического уровня: обработка и систематизация знаний ; Методы и формы познания теоретического уровня ; Методы построения и исследования идеализированного объекта ; Методы построения и оправдания теоретического знания ; Основания науки. Идеалы и нормы исследовательской деятельности. Научная картина мира. Философские основания науки ; Глава 6. ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ ; Взаимодействие научной картины мира и опыта. Картина мира и опытные факты на этапе становления научной дисциплины ; Научная картина мира как регулятор эмпирического поиска в развитой науке ; Логика открытия и логика оправдания гипотезы ; Особенности формирования научной гипотезы ; Парадигмальные образцы решения задач ; Особенности построения развитых, математизированных теорий в современной науке ; Проблема как форма научного познания ; Общеметодологические и социокультурные предпосылки проблем и проблемных ситуаций ; Особенности постановки проблем в гуманитарном познании ; Проблематизация знания и вопросно-ответные процедуры ; Глава 7. НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ; Научная революция как перестройка оснований науки. Типы научных революций ; Внутридисциплинарные революции. Парадоксы и проблемные ситуации как предпосылки научной революции ; Научные революции и междисциплинарные взаимодействия ; Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке ; Глава 8. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА ; Основные характеристики современной постнеклассической науки. Освоение саморазвивающихся, «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов ; Постнеклассическая наука и новые мировоззренческие ориентиры цивилизацонного развития ; Список рекомендуемой литературы
Аннотация: В пособии изложены темы первой части курса истории и философии науки, общие для всех научных специальностей. Подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по данной дисциплине.
Экземпляры : всего 2: н/а(20), ч/з4(3), ч/з1(3), ч/з3(1), ч/з6(3)
Свободны : н/а(18), ч/з4(3), ч/з1(3), ч/з3(1), ч/з6(3)
Держатели документа:
НБ СГАП