37
Р34


    Резник, Семен Давыдович.
    Управление кафедрой [Текст] : учебник / С. Д. Резник. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 605, [2] с. + 1 эл. опт. диск. - (Менеджмент в высшей школе). - ISBN 978-5-16-003564-2 (в конв.) : 450.00 р.
    Содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ . - С .3
ОТ АВТОРА . - С .4
ВВЕДЕНИЕ . - С .7
ЧАСТЬ I
КАФЕДРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ . - С .20
Глава 1
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ . - С .20
1.1. Основные понятия теории управления . - С .21
1.2. Сущность менеджмента организации . - С .26
1.3. Философия современного менеджмента . - С .28
Контрольные вопросы . - С .31
Практическое задание . - С .31
Глава 2
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ . - С .32
2.1. Роль и задачи кафедры высшего учебного заведения . - С .32
2.2. Содержание и характер деятельности заведующего кафедрой . - С .37
2.3. Модель качеств заведующего кафедрой . - С .42
Контрольные вопросы . - С .50
Практическое задание . - С .50
Глава 3
ЛИЧНОСТЬ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАФЕДРЫ . - С .52
3.1. Структура личности . - С .53
3.2. Формирование сплоченного коллектива . - С .57
3.3. Методы изучения коллектива . - С .63
Контрольные вопросы . - С .66
Практическое задание . - С .67
Глава 4
ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ . - С .68
4.1. Команда руководителя: сущность и значение . - С .68
4.2. Факторы, влияющие на успех работы в команде . - С .71
4.3. Роль лидера в научно-педагогическом коллективе . - С .80
Контрольные вопросы . - С .83
Практическое задание . - С .83
ЧАСТЬ II
МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ . - С .84
Глава 5
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА КАФЕДРОЙ . - С .84
5.1. Организационно-функциональная структура управления кафедрой . - С .85
5.2. Делегирование полномочий . - С .90
5.3. Распоряжение . - С .95
5.4. Контроль исполнения решений . - С .98
Контрольные вопросы . - С .100
Практическое задание . - С .100
Глава 6
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА . - С .101
6.1. Понятие экономических методов руководства . - С .102
6.2. Организация заработной платы преподавателей и сотрудников . - С .105
6.3. Надбавки, премии, материальная помощь . - С .111
6.4. Основные направления коммерциализации в вузе . - С .117
Контрольные вопросы . - С .124
Практическое задание . - С .125
Глава 7
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА . - С .126
7.1. Понятие социально-психологических методов руководства . - С .126
7.2. Мотивация социального поведения работника . - С .131
7.3. Поощрение и принуждение в работе заведующего кафедрой . - С .138
7.4. Индивидуальная беседа как эффективное средство руководства . - С .142
Контрольные вопросы . - С .145
Практическое задание . - С .145
Глава 8
СТИЛЬ РАБОТЫ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ . - С .146
8.1. Классификация стилей руководства . - С .147
8.2. Деловой и бюрократический стили руководства . - С .148
8.3. Авторитарный, демократический и либеральный стили руководства . - С .150
8.4. Формирование индивидуального стиля руководства кафедрой . - С .154
Контрольные вопросы . - С .157
Практическое задание . - С .157
Глава 9
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПЕРСОНАЛОМ . - С .158
9.1. Приемы общения с подчиненными . - С .158
9.2. Как узнать мнение подчиненных о себе . - С .165
9.3. Если вами манипулируют . - С .165
9.4. Как распознать нерадивого работника . - С .167
Контрольные вопросы . - С .168
Практическое задание . - С .169
Глава 10
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ . - С .170
10.1. Причины сопротивления коллектива инновациям . - С .170
10.2. Роль заведующего кафедрой при осуществлении инноваций . - С .174
10.3. Психологическая подготовка к нововведениям . - С .176
Контрольные вопросы . - С .178
Практическое задание . - С .178
Глава 11
КОНФЛИКТЫ НА КАФЕДРЕ . - С .179
11.1. Сущность и классификация конфликтов . - С .179
11.2. Причины и последствия конфликтов . - С .183
11.3. Пути разрешения и профилактики конфликтов . - С .187
Контрольные вопросы . - С .189
Практическое задание . - С .190
Глава 12
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ В ВУЗЕ . - С .191
12.1. Приемы общения с руководителем . - С .191
12.2. Как убедить руководителя . - С .193
12.3. Как принимать и исполнять поручения руководителя . - С .197
12.4. Как узнать мнение руководителя о себе . - С .200
Контрольные вопросы . - С .201
Практическое задание . - С .202
Часть III
УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ . - С .203
Глава 13
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАФЕДРОЙ . - С .203
13.1. Общая характеристика стратегического управления . - С .203
13.2. Принципы разработки стратегии развития кафедры . - С .210
13.3. Стратегический план развития кафедры . - С .216
Контрольные вопросы . - С .224
Практическое задание . - С .224
Глава 14
УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ . - С .226
14.1. Организация учебной работы . - С .226
14.2. Организация методической работы . - С .232
14.3. Активные методы обучения: современное занятие . - С .236
14.4. Проведение открытых занятий . - С .239
14.5. Организация студенческих олимпиад, конкурсов и конференций . - С .240
14.6. Информационные технологии в учебном процессе . - С .243
Контрольные вопросы . - С .247
Практическое задание . - С .248
Глава 15
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ . - С .249
15.1. Концепция комплексной системы непрерывной практической подготовки молодежи к деятельности в условиях рыночной экономики . - С .249
15.2. Довузовская работа со школьниками . - С .252
15.3. Интенсивное введение в специальность на младших курсах . - С .256
15.4. Институт студенческих лидеров . - С .259
Контрольные вопросы . - С .260
Практическое задание . - С .260
Глава 16
УПРАВЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ СТУДЕНТОВ . - С .262
16.1. Организация практик . - С .262
16.2. Организация курсового проектирования . - С .267
16.3. Организация дипломного проектирования . - С .270
16.4. Управление трудоустройством студентов . - С .273
Контрольные вопросы . - С .275
Практическое задание . - С .275
Глава 17
КОНКУРЕНТООРИЕНТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ . - С .276
17.1. Сущность и субъекты конкурентоориентирования студенчества . - С .276
17.2. Роль выпускающей кафедры в конкурентоориентировании студентов . - С .279
17.3. Роль предприятия-работодателя в конкурентоориентировании студентов . - С .288
17.4. Роль родителей в конкурентоориентировании студентов . - С .291
17.5. Технологии саморазвития студентами собственной конкурентоспособности . - С .296
Контрольные вопросы . - С .298
Практическое задание . - С .299
Глава 18
УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТОЙ . - С .300
18.1. Организация научной работы преподавателей . - С .300
18.2. Организация научной работы студентов . - С .304
18.3. Система работы с аспирантами . - С .306
18.4. Организационно-методическое обеспечение научной работы . - С .308
Контрольные вопросы . - С .311
Практическое задание . - С .312
Глава 19
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ . - С .313
19.1. Внутривузовские социальные программы . - С .313
19.2. Формы и организация социальной работы на кафедре . - С .315
19.3. Работа с молодыми преподавателями . - С .328
19.4. Повышение квалификации преподавательских кадров . - С .329
Контрольные вопросы . - С .340
Практическое задание . - С .341
Глава 20
УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ . - С .342
20.1. Система воспитательной работы кафедры со студентами . - С .342
20.2. Работа со старостами учебных групп . - С .348
20.3. Работа с кураторами учебных групп . - С .350
20.4. Формирование благоприятного психологического климата в студенческой среде . - С .353
Контрольные вопросы . - С .357
Практические задания . - С .357
Глава 21
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ В РАБОТЕ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ . - С .358
21.1. Выборы заведующего кафедрой . - С .358
21.2. Прием на работу сотрудников . - С .361
21.3. Увольнение сотрудников . - С .366
21.4. Поощрения и взыскания . - С .369
21.5. Трудовые споры . - С .371
21.6. Трудовая дисциплина и правила внутреннего трудового распорядка . - С .376
Контрольные вопросы . - С .379
Практическое задание . - С .380
Часть IV
ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ . - С .382
Глава 22
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ . - С .382
22.1. Основные виды планов на кафедре . - С .383
22.2. Планирование деятельности преподавателя . - С .384
22.3. Планирование деятельности кафедры . - С .387
Контрольные вопросы . - С .395
Практическое задание . - С .395
Глава 23
ПОДГОТОВКА КАФЕДРЫ К КОМПЛЕКСНОЙ ПРОВЕРКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА . - С .396
23.1. Управление качеством подготовки специалиста . - С .396
23.2. Система комплексной проверки деятельности вуза . - С .406
23.3. Основные документы при подготовке выпускающей кафедры к комплексной проверке вуза . - С .416
Контрольные вопросы . - С .417
Практическое задание . - С .418
Глава 24
ОТЧЕТЫ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ . - С .419
24.1. Отчетность преподавателей о выполнении индивидуальных планов . - С .419
24.2. Отчетность кафедры за учебный и календарный годы . - С .420
24.3. Рейтинговая оценка деятельности преподавателей и кафедры . - С .422
Контрольные вопросы . - С .426
Практическое задание . - С .426
Часть V
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОГО ТРУДА ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ . - С .428
Глава 25
ВРЕМЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ РЕСУРС РУКОВОДИТЕЛЯ . - С .428
25.1. Преодоление потерь времени . - С .429
25.2. Правила личной организованности и самодисциплины . - С .431
25.3. Принципы эффективного использования времени . - С .435
Контрольные вопросы . - С .437
Практическое задание . - С .437
Глава 26
ПРИОРИТЕТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАФЕДРЫ . - С .438
26.1. Типичные ошибки руководителей при принятии решений . - С .438
26.2. Критерии выбора приоритетов . - С .440
26.3. Технология выбора приоритетов деятельности . - С .442
Контрольные вопросы . - С .448
Практическое задание . - С .448
Глава 27
ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ТРУДА ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ . - С .449
27.1. Виды личных планов заведующего кафедрой . - С .450
27.2. Рабочая книга заведующего кафедрой . - С .453
27.3. Методы составления личных планов и контроль за их выполнением . - С .459
27.4. Еженедельник заведующего кафедрой . - С .464
Контрольные вопросы . - С .467
Практическое задание . - С .467
Глава 28
СЛУЖЕБНАЯ КОМАНДИРОВКА . - С .468
28.1. Значение служебных командировок . - С .468
28.2. Планирование деловых поездок . - С .469
28.3. «Офис» в командировке . - С .470
28.4. Проведение командировки . - С .471
Контрольные вопросы . - С .476
Практическое задание . - С .476
Глава 29
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РАБОЧЕЕ МЕСТО ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ . - С .477
29.1. Организация рабочего места заведующего кафедрой . - С .478
29.2. Организация рабочих мест преподавателей . - С .483
29.3. Организация делопроизводства на кафедре . - С .485
29.4. Секретарь заведующего кафедрой . - С .497
29.5. Оформление интерьера и внешний дизайн кафедры . - С .503
Контрольные вопросы . - С .506
Практическое задание . - С .506
Глава 30
ЗАСЕДАНИЕ КАФЕДРЫ . - С .508
30.1. Виды заседаний и совещаний на кафедре . - С .508
30.2. Подготовка заседания . - С .510
30.3. Проведение заседания . - С .511
30.4. Контроль исполнения решений4 . - С .514
Контрольные вопросы . - С .516
Практическое задание . - С .516
Глава 31
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ . - С .517
31.1. Подготовка к выступлению . - С .518
31.2. Поведение на трибуне . - С .520
31.3. Как начать выступление . - С .523
31.4. Как заинтересовать слушателей . - С .525
31.5. Как закончить выступление . - С .527
Контрольные вопросы . - С .528
Практическое задание . - С .528
Глава 32
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ . - С .530
32.1. Организация личного здоровья . - С .531
32.2. Эмоционально-волевые резервы работоспособности . - С .532
32.3. Профилактика здоровья и работоспособности руководителя . - С .535
Контрольные вопросы . - С .538
Практическое задание . - С .538
Глава 33
АВТОРИТЕТ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ . - С .539
33.1. Авторитет заведующего кафедрой . - С .539
33.2. Формирование собственной репутации как условие успеха кафедры . - С .542
33.3. Технологии самоконтроля деятельности заведующего кафедрой . - С .547
Контрольные вопросы . - С .562
Практическое задание . - С .562
ГЛОССАРИЙ . - С .564
Список литературы . - С .584
Об авторе . - С .596
УДК
ББК 65.290-2
Рубрики: Образование--Высшее образование--Организация образования
   Управление предприятиями--Менеджмент--Организация управления

Аннотация: Эффективность высшей школы России обусловлена результатами работы вузовских кафедр, роль которых в условиях перехода к рыночным отношениям, резкой интенсификации общественного производства, возрастания требований к качеству подготовки кадров для народного хозяйства, укрупнения педагогических коллективов кафедр и постоянного обновления их профиля, повышения требований к качеству подготовки специалистов значительно повысилась, а управление ими усложнилось. Особое внимание уделено работе с персоналом, умелой организации учебно-воспитательного процесса, методической, научной и социальной работы, повышению уровня организации личной деятельности заведующего кафедрой. Учебник, основанный на глубоком изучении опыта управления кафедрами в российских вузах, подготовленный в рамках гранта Фонда поддержки российского учительства, выделенного победителю Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2001», предназначен для заведующих кафедрами, а также представит интерес для деканов, ректоров и управленческого резерва вузов.

Держатели документа:
НБ СГЮА
Экземпляры всего: 1
н/а (1)
Свободны: н/а (1)