37 Р34 Резник, Семен Давыдович. Управление кафедрой [Текст] : учебник / С. Д. Резник. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 605, [2] с. + 1 эл. опт. диск. - (Менеджмент в высшей школе). - ISBN 978-5-16-003564-2 (в конв.) : 450.00 р. Содержание: ПРЕДИСЛОВИЕ . - С .3 ОТ АВТОРА . - С .4 ВВЕДЕНИЕ . - С .7 ЧАСТЬ I КАФЕДРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ . - С .20 Глава 1 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ . - С .20 1.1. Основные понятия теории управления . - С .21 1.2. Сущность менеджмента организации . - С .26 1.3. Философия современного менеджмента . - С .28 Контрольные вопросы . - С .31 Практическое задание . - С .31 Глава 2 ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ . - С .32 2.1. Роль и задачи кафедры высшего учебного заведения . - С .32 2.2. Содержание и характер деятельности заведующего кафедрой . - С .37 2.3. Модель качеств заведующего кафедрой . - С .42 Контрольные вопросы . - С .50 Практическое задание . - С .50 Глава 3 ЛИЧНОСТЬ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАФЕДРЫ . - С .52 3.1. Структура личности . - С .53 3.2. Формирование сплоченного коллектива . - С .57 3.3. Методы изучения коллектива . - С .63 Контрольные вопросы . - С .66 Практическое задание . - С .67 Глава 4 ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ . - С .68 4.1. Команда руководителя: сущность и значение . - С .68 4.2. Факторы, влияющие на успех работы в команде . - С .71 4.3. Роль лидера в научно-педагогическом коллективе . - С .80 Контрольные вопросы . - С .83 Практическое задание . - С .83 ЧАСТЬ II МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ . - С .84 Глава 5 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА КАФЕДРОЙ . - С .84 5.1. Организационно-функциональная структура управления кафедрой . - С .85 5.2. Делегирование полномочий . - С .90 5.3. Распоряжение . - С .95 5.4. Контроль исполнения решений . - С .98 Контрольные вопросы . - С .100 Практическое задание . - С .100 Глава 6 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА . - С .101 6.1. Понятие экономических методов руководства . - С .102 6.2. Организация заработной платы преподавателей и сотрудников . - С .105 6.3. Надбавки, премии, материальная помощь . - С .111 6.4. Основные направления коммерциализации в вузе . - С .117 Контрольные вопросы . - С .124 Практическое задание . - С .125 Глава 7 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РУКОВОДСТВА . - С .126 7.1. Понятие социально-психологических методов руководства . - С .126 7.2. Мотивация социального поведения работника . - С .131 7.3. Поощрение и принуждение в работе заведующего кафедрой . - С .138 7.4. Индивидуальная беседа как эффективное средство руководства . - С .142 Контрольные вопросы . - С .145 Практическое задание . - С .145 Глава 8 СТИЛЬ РАБОТЫ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ . - С .146 8.1. Классификация стилей руководства . - С .147 8.2. Деловой и бюрократический стили руководства . - С .148 8.3. Авторитарный, демократический и либеральный стили руководства . - С .150 8.4. Формирование индивидуального стиля руководства кафедрой . - С .154 Контрольные вопросы . - С .157 Практическое задание . - С .157 Глава 9 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПЕРСОНАЛОМ . - С .158 9.1. Приемы общения с подчиненными . - С .158 9.2. Как узнать мнение подчиненных о себе . - С .165 9.3. Если вами манипулируют . - С .165 9.4. Как распознать нерадивого работника . - С .167 Контрольные вопросы . - С .168 Практическое задание . - С .169 Глава 10 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ . - С .170 10.1. Причины сопротивления коллектива инновациям . - С .170 10.2. Роль заведующего кафедрой при осуществлении инноваций . - С .174 10.3. Психологическая подготовка к нововведениям . - С .176 Контрольные вопросы . - С .178 Практическое задание . - С .178 Глава 11 КОНФЛИКТЫ НА КАФЕДРЕ . - С .179 11.1. Сущность и классификация конфликтов . - С .179 11.2. Причины и последствия конфликтов . - С .183 11.3. Пути разрешения и профилактики конфликтов . - С .187 Контрольные вопросы . - С .189 Практическое задание . - С .190 Глава 12 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ В ВУЗЕ . - С .191 12.1. Приемы общения с руководителем . - С .191 12.2. Как убедить руководителя . - С .193 12.3. Как принимать и исполнять поручения руководителя . - С .197 12.4. Как узнать мнение руководителя о себе . - С .200 Контрольные вопросы . - С .201 Практическое задание . - С .202 Часть III УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ . - С .203 Глава 13 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАФЕДРОЙ . - С .203 13.1. Общая характеристика стратегического управления . - С .203 13.2. Принципы разработки стратегии развития кафедры . - С .210 13.3. Стратегический план развития кафедры . - С .216 Контрольные вопросы . - С .224 Практическое задание . - С .224 Глава 14 УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ . - С .226 14.1. Организация учебной работы . - С .226 14.2. Организация методической работы . - С .232 14.3. Активные методы обучения: современное занятие . - С .236 14.4. Проведение открытых занятий . - С .239 14.5. Организация студенческих олимпиад, конкурсов и конференций . - С .240 14.6. Информационные технологии в учебном процессе . - С .243 Контрольные вопросы . - С .247 Практическое задание . - С .248 Глава 15 ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ . - С .249 15.1. Концепция комплексной системы непрерывной практической подготовки молодежи к деятельности в условиях рыночной экономики . - С .249 15.2. Довузовская работа со школьниками . - С .252 15.3. Интенсивное введение в специальность на младших курсах . - С .256 15.4. Институт студенческих лидеров . - С .259 Контрольные вопросы . - С .260 Практическое задание . - С .260 Глава 16 УПРАВЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ СТУДЕНТОВ . - С .262 16.1. Организация практик . - С .262 16.2. Организация курсового проектирования . - С .267 16.3. Организация дипломного проектирования . - С .270 16.4. Управление трудоустройством студентов . - С .273 Контрольные вопросы . - С .275 Практическое задание . - С .275 Глава 17 КОНКУРЕНТООРИЕНТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ . - С .276 17.1. Сущность и субъекты конкурентоориентирования студенчества . - С .276 17.2. Роль выпускающей кафедры в конкурентоориентировании студентов . - С .279 17.3. Роль предприятия-работодателя в конкурентоориентировании студентов . - С .288 17.4. Роль родителей в конкурентоориентировании студентов . - С .291 17.5. Технологии саморазвития студентами собственной конкурентоспособности . - С .296 Контрольные вопросы . - С .298 Практическое задание . - С .299 Глава 18 УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТОЙ . - С .300 18.1. Организация научной работы преподавателей . - С .300 18.2. Организация научной работы студентов . - С .304 18.3. Система работы с аспирантами . - С .306 18.4. Организационно-методическое обеспечение научной работы . - С .308 Контрольные вопросы . - С .311 Практическое задание . - С .312 Глава 19 УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ . - С .313 19.1. Внутривузовские социальные программы . - С .313 19.2. Формы и организация социальной работы на кафедре . - С .315 19.3. Работа с молодыми преподавателями . - С .328 19.4. Повышение квалификации преподавательских кадров . - С .329 Контрольные вопросы . - С .340 Практическое задание . - С .341 Глава 20 УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ . - С .342 20.1. Система воспитательной работы кафедры со студентами . - С .342 20.2. Работа со старостами учебных групп . - С .348 20.3. Работа с кураторами учебных групп . - С .350 20.4. Формирование благоприятного психологического климата в студенческой среде . - С .353 Контрольные вопросы . - С .357 Практические задания . - С .357 Глава 21 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ В РАБОТЕ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ . - С .358 21.1. Выборы заведующего кафедрой . - С .358 21.2. Прием на работу сотрудников . - С .361 21.3. Увольнение сотрудников . - С .366 21.4. Поощрения и взыскания . - С .369 21.5. Трудовые споры . - С .371 21.6. Трудовая дисциплина и правила внутреннего трудового распорядка . - С .376 Контрольные вопросы . - С .379 Практическое задание . - С .380 Часть IV ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ . - С .382 Глава 22 ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ . - С .382 22.1. Основные виды планов на кафедре . - С .383 22.2. Планирование деятельности преподавателя . - С .384 22.3. Планирование деятельности кафедры . - С .387 Контрольные вопросы . - С .395 Практическое задание . - С .395 Глава 23 ПОДГОТОВКА КАФЕДРЫ К КОМПЛЕКСНОЙ ПРОВЕРКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА . - С .396 23.1. Управление качеством подготовки специалиста . - С .396 23.2. Система комплексной проверки деятельности вуза . - С .406 23.3. Основные документы при подготовке выпускающей кафедры к комплексной проверке вуза . - С .416 Контрольные вопросы . - С .417 Практическое задание . - С .418 Глава 24 ОТЧЕТЫ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ . - С .419 24.1. Отчетность преподавателей о выполнении индивидуальных планов . - С .419 24.2. Отчетность кафедры за учебный и календарный годы . - С .420 24.3. Рейтинговая оценка деятельности преподавателей и кафедры . - С .422 Контрольные вопросы . - С .426 Практическое задание . - С .426 Часть V ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОГО ТРУДА ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ . - С .428 Глава 25 ВРЕМЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ РЕСУРС РУКОВОДИТЕЛЯ . - С .428 25.1. Преодоление потерь времени . - С .429 25.2. Правила личной организованности и самодисциплины . - С .431 25.3. Принципы эффективного использования времени . - С .435 Контрольные вопросы . - С .437 Практическое задание . - С .437 Глава 26 ПРИОРИТЕТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАФЕДРЫ . - С .438 26.1. Типичные ошибки руководителей при принятии решений . - С .438 26.2. Критерии выбора приоритетов . - С .440 26.3. Технология выбора приоритетов деятельности . - С .442 Контрольные вопросы . - С .448 Практическое задание . - С .448 Глава 27 ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ТРУДА ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ . - С .449 27.1. Виды личных планов заведующего кафедрой . - С .450 27.2. Рабочая книга заведующего кафедрой . - С .453 27.3. Методы составления личных планов и контроль за их выполнением . - С .459 27.4. Еженедельник заведующего кафедрой . - С .464 Контрольные вопросы . - С .467 Практическое задание . - С .467 Глава 28 СЛУЖЕБНАЯ КОМАНДИРОВКА . - С .468 28.1. Значение служебных командировок . - С .468 28.2. Планирование деловых поездок . - С .469 28.3. «Офис» в командировке . - С .470 28.4. Проведение командировки . - С .471 Контрольные вопросы . - С .476 Практическое задание . - С .476 Глава 29 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РАБОЧЕЕ МЕСТО ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ . - С .477 29.1. Организация рабочего места заведующего кафедрой . - С .478 29.2. Организация рабочих мест преподавателей . - С .483 29.3. Организация делопроизводства на кафедре . - С .485 29.4. Секретарь заведующего кафедрой . - С .497 29.5. Оформление интерьера и внешний дизайн кафедры . - С .503 Контрольные вопросы . - С .506 Практическое задание . - С .506 Глава 30 ЗАСЕДАНИЕ КАФЕДРЫ . - С .508 30.1. Виды заседаний и совещаний на кафедре . - С .508 30.2. Подготовка заседания . - С .510 30.3. Проведение заседания . - С .511 30.4. Контроль исполнения решений4 . - С .514 Контрольные вопросы . - С .516 Практическое задание . - С .516 Глава 31 ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ . - С .517 31.1. Подготовка к выступлению . - С .518 31.2. Поведение на трибуне . - С .520 31.3. Как начать выступление . - С .523 31.4. Как заинтересовать слушателей . - С .525 31.5. Как закончить выступление . - С .527 Контрольные вопросы . - С .528 Практическое задание . - С .528 Глава 32 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ . - С .530 32.1. Организация личного здоровья . - С .531 32.2. Эмоционально-волевые резервы работоспособности . - С .532 32.3. Профилактика здоровья и работоспособности руководителя . - С .535 Контрольные вопросы . - С .538 Практическое задание . - С .538 Глава 33 АВТОРИТЕТ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ . - С .539 33.1. Авторитет заведующего кафедрой . - С .539 33.2. Формирование собственной репутации как условие успеха кафедры . - С .542 33.3. Технологии самоконтроля деятельности заведующего кафедрой . - С .547 Контрольные вопросы . - С .562 Практическое задание . - С .562 ГЛОССАРИЙ . - С .564 Список литературы . - С .584 Об авторе . - С .596
Рубрики: Образование--Высшее образование--Организация образования Управление предприятиями--Менеджмент--Организация управления Аннотация: Эффективность высшей школы России обусловлена результатами работы вузовских кафедр, роль которых в условиях перехода к рыночным отношениям, резкой интенсификации общественного производства, возрастания требований к качеству подготовки кадров для народного хозяйства, укрупнения педагогических коллективов кафедр и постоянного обновления их профиля, повышения требований к качеству подготовки специалистов значительно повысилась, а управление ими усложнилось. Особое внимание уделено работе с персоналом, умелой организации учебно-воспитательного процесса, методической, научной и социальной работы, повышению уровня организации личной деятельности заведующего кафедрой. Учебник, основанный на глубоком изучении опыта управления кафедрами в российских вузах, подготовленный в рамках гранта Фонда поддержки российского учительства, выделенного победителю Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2001», предназначен для заведующих кафедрами, а также представит интерес для деканов, ректоров и управленческого резерва вузов. Держатели документа: НБ СГЮА Экземпляры всего: 1 н/а (1) Свободны: н/а (1) |