1 О-75 Основы философии [Текст] : учебное пособие / А. С. Борщов [и др.] ; под ред. А. С. Борщова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Саратов : Наука, 2008. - 421, [1] с. - ISBN 978-5-91272-332-2 : 150.00 р. Содержание: ВВЕДЕНИЕ . - С .3 ЧАСТЬ I. КУРС ЛЕКЦИЙ . - С .4 Лекция 1. Специфика философского знания. Неизбежность философии. Предмет метафизики. Специфика метафизических проблем. Происхождение философии . - С .4 Лекция 2. Философия Древней Индии и Китая. Общая характеристика. Ортодоксальные (ведийские) школы индийской философии. Неортодоксальные школы индийской философии. Философия Древнего Китая. Даосизм. Конфуцианство . - С .12 Лекция 3. Античная философия. Досократики. Античная классика. Эллинизм . - С .21 Лекция 4. Средневековая философия. Особенности средневековой философии. Патриотическая философия. Философия Августина Аврелия. Философия Фомы Аквинского . - С .27 Лекция 5. Философия эпохи Возрождения. Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения и Реформация. Натурфилософия эпохи Возрождения. Учение Кузанского о безграничности космоса. Натурфилософия Джордано Бруно . - С .33 Лекция 6. Философия эпохи Нового времени. Предмет философии Нового времени. Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени. Р. Декарт как представитель рационализма. Ф. Ф. Бэкон как представитель эмпиризма . - С .40 Лекция 7. Немецкая классическая философия . - С .47 Лекция 8. Неклассическая философия XIX века. Общие основания неклассики. Иррационализм. Позитивизм. Материалистическая философия К. Маркса. Нигилизм Ф. Ницше. Традиции классической философии в эпоху неклассики . - С .55 Лекция 9. Русская философия. Святоотеческая традиция. Славянофилы и западники. Философия всеединства. Русский космизм . - С .64 Лекция 10. Философия XX столетия. Феноменология. Философия М. Хайдеггера. Французский экзистенциализм. Лингвистический поворот. Структурализм. Постструктурализм . - С .71 Лекция 11. Проблема бытия . - С .86 Лекция 12. Взаимообусловленность материального и идеального. Специфика материального. Сущность идеального. Проблема единого. Пространство и время как выражение единства универсума . - С .91 Лекция 13. Тотальность идеи развития в диалектике. Состояние изменения. Состояние покоя. Проблема прогресса. Законы диалектики . - С .97 Лекция 14. Философская проблема сознания. Сознание как философская проблема. Сущность сознания. Отражение как генетическая предпосылка сознания. Происхождение сознания. Становления сознания у слепоглухонемых детей. Самосознание, рефлексия. Активность сознания. Его творческая роль . - С .106 Лекция 15. Проблема познания в философии . - С .114 Лекция 16. Специфика научного познания. Определение науки. Функции науки в обществе. Научная истина. Научная рациональность и структура науки. Сциентизм и антисциентизм. Направления философии науки. Методы и процедуры научного исследования . - С .119 Лекция 17. Философское учение о человеке. Специфика философского рассмотрения человека. Эссенциализм в понимании человека. Человек в парадигме экзистенциализма. Человек в нигилизме. Прагматическая модель человека . - С .126 Лекция 18. Философский анализ основ общества. Специфика философского анализа общества. Понятие общества в теориях экономического детерминизма. Индетерминистская концепция общества. Общество в функциональной теории. Общество как система: структура и уровни. Общество и общественные отношения . - С .143 Лекция 19. Основные проблемы философии истории. Формационный и Цивилизационный подходы к истории и сущности общества как формы мышления. Философия истории Г. Гегеля. Формационный подход К. Маркса. Формационный подход Д. Белла. Понятие осевого времени и его значение в философии истории К. Ясперса. Концепция культурно-исторических. типов Н. Я. Данилевского. Философия истории О. Шпенглера. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби . - С .152 Проблема столкновения цивилизаций по С. Хантингтону. Проблемы теории геополитики . - С .152 Лекция 20. Источники, движущие силы и субъекты развития общества . - С .165 Лекция 21. Проблемы философии культуры. Понятие культуры. Концепции культуры в истории мысли. Культура и цивилизация. Проблема начала культуры. Роль имени в реализации социальности. Ранние формы религиозной культуры . - С .170 Лекция 22. Философский анализ взаимоотношений общества и природы . - С .180 Лекция 23. Философия техники. Понятие техники. Техника в контексте проблемы свободы человека. Эволюция техники. Информационное общество и виртуальная реальность как результаты развития современной техники. Техническая и гуманитарная культуры мышления . - С .187 ЧАСТЬ II. ХРЕСТОМАТИЯ . - С .194 Тема 1. Специфика философского знания . - С .194 Франк С. Л. Понятие философии. Взаимоотношения философии и науки . - С .194 Лосский Н. О. Умозрение как метод философии . - С .196 Хайдеггер М. Основные понятия метафизики . - С .201 Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия . - С .204 Тема 2. Проблема бытия . - С .211 Парменид. О природе . - С .211 Хайдегер М. Тезис Канта о бытии . - С .214 Секст Эмпирик. Против ученых . - С .216 Платон. Софист . - С .217 Кант И. Критика чистого разума . - С .219 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук . - С .219 Сартр Ж. П. Бытие и ничто . - С .221 Тема 3. Диалектика . - С .224 Платон. Софист . - С .224 Гегель Г В. Ф. Энциклопедия философских наук . - С .224 Булгаков С. Н. Свет невечерний . - С .227 Тема 4. Детерминизм и индетерминизм . - С .228 Аристотель. Метафизика . - С .228 Лейбниц Г. О предопределенности . - С .230 Башляр Г. Новый рационализм . - С .232 Тема 5. Философская проблема сознания . - С .234 Хайдеггер М. Что значит мыслить . - С .234 Гуссерль Э. Амстердамские доклады . - С .240 Ч-Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного . - С .243 Трубецкой Е. К. Смысл жизни . - С .249 Манхейм К. Идеология и утопия . - С .253 Тема 6. Проблемы познания в философии . - С .260 Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель . - С .260 Ильин И. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека . - С .261 Мамардашвили М. К. Формы и содержание мышления . - С .262 Флоренский П. А. Столп и утверждение истины . - С .267 Хайдеггер М. О сущности истины . - С .268 Булгаков С.Н. Философский смысл троичности . - С .273 Тема 7. Философское учение о человеке . - С .276 Толстой Л. Н. Суд над Сократом и его защита . - С .276 Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов . - С .279 Мирандола П. Речь о достоинстве человека . - С .279 Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе . - С .282 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. . - С .283 Ницше Ф. Так говорил Заратустра . - С .284 Фромм Э. Ситуация человека . - С .286 Шелер М. Положение человека в космосе . - С .291 Хайдеггер М. Письмо о гуманизме . - С .296 Ясперс К. Духовная ситуация времени . - С .300 Бердяев Н. А. О назначении человека . - С .303 Мамардашвили М. К. Проблема человека в философии . - С .307 Франки В. Человек в поисках смысла. . - С .309 Тема 8. Философский анализ основ общества . - С .314 Аристотель. Политика . - С .314 Гегель Г. В. Гражданское общество . - С .317 Маркс К. и Энгельс Ф. Производство абсолютной прибавочной стоимости . - С .318 Маркс К. К критике политической экономии . - С .319 Лукач Д. Сущность общественного бытия . - С .320 Нагель Э. Детерминизм в истории . - С .321 Гончарук С. И. Принцип социальной закономерности в свете системности . - С .323 Вебер М. Основные социологические понятия . - С .327 Парсонс Т. Введение. Общий обзор . - С .331 Поппер К. Нищета историцизма . - С .333 Поппер К. Открытое общество и его враги . - С .334 Хайек Ф. А. Дорога к рабству . - С .337 Тема 9. Основные проблемы философии истории . - С .339 Фурье Ш. Социальная эволюция . - С .339 Гегель Г.В.Ф. Философия истории . - С .341 Маркс К. Маркс - Иосифу Вейдемейеру . - С .343 Семенов Ю. К. Теория общественно-экономических формаций и всемирная история . - С .344 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма . - С .347 Шпенглер О. Закат Европы . - С .349 Тойнби А. Дж. Сравнительное исследование цивилизации . - С .353 Белл Д. Постиндустриальное общество . - С .357 Ясперс К. Смысл и назначение истории . - С .358 Чаадаев П. Н. Философские письма и статьи . - С .360 Данилевский Н. Я. Россия и Европа . - С .361 Леонтьев К. Н. Что такое процесс развития? . - С .364 Федотов Г. П. Будет ли существовать Россия . - С .368 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс . - С .369 Тема 10. Проблемы философии культуры . - С .370 Тайлор Э. Б. Первобытная культура . - С .370 Шпенглер О. Закат Европы . - С .370 Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой . - С .372 Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры . - С .373 Лотман Ю. Статьи но типологии культуры . - С .374 Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня . - С .376 Ницше Ф. Антихристианин . - С .377 Франк С. Л. Этика нигилизма . - С .378 Бердяев Н. Смысл истории . - С .379 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности . - С .381 Тема 11. Философский анализ взаимоотношения общества и природы . - С .382 Гегель Г. В. Фр. Энциклопедия философских наук . - С .382 Маркс К. Критика политической экономии . - С .384 Булгаков С. Н. Философия хозяйства . - С .384 Ясперс К. Современная техника . - С .386 Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой . - С .388 Хайдеггер М. Вопрос о технике . - С .388 Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление . - С .390 Теяр де Шарден П. Феномен человека . - С .392 Линн Уайт-мл. Исторические корни нашего экономического кризиса . - С .393 ЧАСТЬ III. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ . - С .394
Рубрики: Философия Аннотация: В учебном пособии рассматриваются специфика и исторические типы философствования от античности до современности. Выявляются предпосылки и основания бытия и сознания. Анализируются современные парадигмы и модели человека. Раскрываются смысл и направленность процессов развития общества и. культуры. Курс лекций дополняется оригинальными текстами выдающихся философов, расширяющими возможности освоения предмета. Первая часть учебного пособия включает курс лекций по философии, вторая - хрестоматию по данному курсу, третья - темы контрольных работ для студентов заочного отделения, а также литературу и библиографию для рефератов. Пособие предназначено для студентов и аспирантов дневного, вечернего и заочного обучения, изучающих курс философии, а также для спецкурсов по философским, социологическим и культурологическим дисциплинам. Держатели документа: НБ СГЮА Доп.точки доступа: Борщов, А. С.; Заров, Д. И.; Фабер, В. О.; Лошманова, М. А.; Борщов, А. С. \ред.\ Экземпляры всего: 1 н/а (1) Свободны: н/а (1) |