340 Ф60 Финнис, Джон. Естественное право и естественные права [Текст] / Дж. Финнис ; пер. с англ. В. П. Гайдамака, А. В. Панихиной. - М. : ИРИСЭН : Мысль, 2012. - 552, [1] с. - (Право). - ISBN 978-5-91066-053-7 (ИРИСЭН). - ISBN 978-5-244-01163-0 (Мысль). - ISBN 978-0-19-876110-5 : 350.00 р. Содержание: ОТ ИЗДАТЕЛЯ . - С .9 СОКРАЩЕНИЯ . - С .11 ПРЕДИСЛОВИЕ . - С .13 ЧАСТЬ 1 ГЛАВА I. ОЦЕНКА И ОПИСАНИЕ ПРАВА . - С .19 I.1. Формирование понятий дескриптивной общественной науки . - С .19 I.2. Рассмотрение практического смысла . - С .23 I.3. Выбор центрального случая и фокусного значения . - С .27 I.4. Выбор точки зрения . - С .29 I.5. Теория естественного права . - С .37 Примечания . - С .38 ГЛАВА II. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВОЗРАЖЕНИЯ . - С .43 II.1. Естественное право и теории естественного права . - С .43 II.2. Юридическая действительность (legal validity) и мораль . - С .46 II.3. Многообразие человеческих мнений и практик . - С .51 II.4. Неправомерное выведение норм из фактов . - С .55 II.5. Юм и Кларк о «сущем» и «должном» . - С .60 II.6. Предшественники Кларка . - С .67 II.7. Аргумент об «извращенной способности» . - С .73 II.8. Естественное право и вопрос о существовании и воле Бога . - С .74 Примечания . - С .75 ЧАСТЬ 2 ГЛАВА III. ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ВИДОВ БЛАГА: ЗНАНИЕ . - С .87 III.1. Пример . - С .87 III.2. От склонности - к постижению истины . - С .89 III.3. Практический принцип и причастность ценности . - С .91 III.4. Самоочевидность блага знания . - С .93 III.5. «Объект желания» и объективность . - С .99 III.6. Скептицизм в отношении этой основной ценности несостоятелен . - С .103 Примечания . - С .105 ГЛАВА IV. ДРУГИЕ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ . - С .113 IV.1. Теоретические исследования «всеобщих» ценностей . - С .113 IV.2. Основные виды человеческого блага: практическая рефлексия . - С .118 IV.3. Исчерпывающий перечень? . - С .123 IV.4. Все основные ценности одинаково существенны . - С .125 IV.5. Является ли смыслом всего этого удовольствие? . - С .129 Примечания . - С .131 ГЛАВА V. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗУМНОСТИ . - С .135 V.1. Благо практической разумности структурирует наше стремление к благам . - С .135 V.2. Ясный план жизни . - С .139 V.3. Никаких произвольных предпочтений между ценностями . - С .140 V.4. Никаких произвольных предпочтений между людьми . - С .142 V.5. Отрешенность и приверженность . - С .146 V.6. (Ограниченная) значимость следствий: эффективность с точки зрения разума . - С .147 V.7. Внимание к каждой из основных ценностей в каждом поступке . - С .156 V.8. Требования общего блага . - С .163 V.9. Согласие со своей совестью . - С .164 V.10. Продукт этих требований: мораль . - С .165 Примечания . - С .166 ГЛАВА VI. ОБЩНОСТЬ, СООБЩЕСТВА И ОБЩЕЕ БЛАГО . - С .175 VI.1. Разумность и личный интерес . - С .175 VI.2. Типы объединяющего отношения . - С .176 VI.3. «Деловая общность» и «игровая общность» . - С .180 VI.4. Дружба . - С .182 VI.5. «Коммунизм» и «субсидиарность» . - С .186 VI.6. Совершенное (complete) сообщество . - С .189 VI.7. Существование сообщества . - С .192 VI.8. Общее благо . - С .196 Примечания . - С .199 ГЛАВА VII. СПРАВЕДЛИВОСТЬ . - С .205 VII.1. Элементы справедливости . - С .205 VII.2. Общая (general) справедливость . - С .209 VII.3. Распределительная справедливость . - С .210 VII.4. Критерии распределительной справедливости . - С .219 VII.5. Коммутативная справедливость . - С .224 VII.6. Справедливость и государство . - С .233 VII.7. Пример справедливости: банкротство . - С .237 Примечания . - С .243 ГЛАВА VIII. ПРАВА . - С .251 VIII.1. «Естественные» права, «права человека» или «моральные права» . - С .251 VIII.2. Анализ речи о правах . - С .252 VIII.3. «Предшествуют» ли обязанности правам? . - С .260 VIII.4. Права и общее благо . - С .266 VIII.5. Конкретизация прав . - С .275 VIII.6. Права и равная забота и уважение . - С .279 VIII.7. Абсолютные права человека . - С .281 Примечания . - С .284 ГЛАВА IX. ВЛАСТЬ . - С .291 IX.1. Необходимость власти . - С .291 IX.2. Значения «власти» . - С .294 IX.3. Формирование соглашений или обычно-правовых норм . - С .298 IX.4. Власть правителей . - С .307 IX.5. «Связаны своими же нормами»? . - С .315 Примечания . - С .317 ГЛАВА Х. ЗАКОН . - С .325 X.1. Закон и принуждение . - С .325 Х.2. Несправедливое наказание . - С .330 X.3. Главные признаки правового порядка . - С .332 Х.4. Власть закона . - С .336 Х.5. Пределы власти закона . - С .340 Х.6. Определение закона . - С .343 X.7. Происхождение «положительного» закона из «естественного» . - С .349 Примечания . - С .360 ГЛАВА XI. ОБЯЗАННОСТЬ . - С .371 XI.1. «Обязанность», «долг» и разумная необходимость . - С .371 XI.2. Обязанность, возникающая из обещания . - С .372 XI.3. Меняющаяся и неизменная обязательная сила . - С .383 XI.4. «Юридически обязательное»: правовой смысл и моральный смысл . - С .390 XI.5. Договорное обязательство по закону: исполнение или компенсация? . - С .398 XI.6. Правовая обязанность в моральном смысле: исполнить должное или понести наказание? . - С .403 XI.7. Обязанность и законодательная воля . - С .409 XI.8. «Разум» и «воля» в принятии решения, в законотворчестве и в соблюдении закона . - С .417 XI.9. Моральная обязанность и божественная воля . - С .423 Примечания . - С .424 ГЛАВА XII. НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ ЗАКОНЫ . - С .435 XII.1. Второстепенная забота теории естественного права . - С .435 XII.2. Типы несправедливости в законах . - С .436 XII.3. Влияние несправедливости на обязанность . - С .438 XII.4. «Lex injusta non est lex» . - С .448 Примечания . - С .453 ЧАСТЬ 3 ГЛАВА XIII. ПРИРОДА, РАЗУМ, БОГ . - С .457 XIII.1. Дальнейшие вопросы относительно смысла человеческого существования . - С .457 XIII.2. Порядок, нарушения порядка и объяснение существования . - С .465 XIII.3. Божественная природа и «вечный закон»: умозрение и откровение . - С .476 XIII.4. Естественный закон как «участие вечного законах . - С .488 XIII.5. Заключительные соображения о смысле и силе практической разумности . - С .494 Примечания . - С .502 КОММЕНТАРИИ . - С .507 УКАЗАТЕЛЬ . - С .534
Рубрики: Право Теория права--Философия права История политических и правовых учений Аннотация: Фундаментальный трактат австралийского правоведа и философа Джона Финниса - один из наиболее успешных и авторитетных опытов реконструкции классической теории естественного права с учетом достижений современной общественно-политической и правовой философии различных направлений. Концепция автора продолжает богатую естественно-правовую традицию, восходящую к Аристотелю и Фоме Аквинскому. Дж. Финнис выделяет определенные первичные, самоочевидные, несводимые друг к другу виды блага, или базовые ценности, такие как человеческая жизнь, знание, искусство, игра, общение, практическая разумность, религия, и обосновывает невозможность отказаться от каких-либо из этих видов блага или пренебречь одними в пользу других, не впадая во внутреннее противоречие. В трактовке Финниса естественное право - это те нормы поведения, которые необходимы людям и обществам для достижения блага во всех его видах. С момента своего выхода в 1980 г. книга стала классической и вызвала острые дискуссии, продолжающиеся и поныне. Держатели документа: НБ СГЮА Доп.точки доступа: Гайдамак, В. П. \пер.\; Панихина, А. В. \пер.\; Фома Аквинский (св. ; 1224-1274 гг.) \о произв.\ Экземпляры всего: 2 ч/з1 (1), н/а (1) Свободны: ч/з1 (1), н/а (1) |