340
Ф60


    Финнис, Джон.
    Естественное право и естественные права [Текст] / Дж. Финнис ; пер. с англ. В. П. Гайдамака, А. В. Панихиной. - М. : ИРИСЭН : Мысль, 2012. - 552, [1] с. - (Право). - ISBN 978-5-91066-053-7 (ИРИСЭН). - ISBN 978-5-244-01163-0 (Мысль). - ISBN 978-0-19-876110-5 : 350.00 р.
    Содержание:
ОТ ИЗДАТЕЛЯ . - С .9
СОКРАЩЕНИЯ . - С .11
ПРЕДИСЛОВИЕ . - С .13
ЧАСТЬ 1
ГЛАВА I. ОЦЕНКА И ОПИСАНИЕ ПРАВА . - С .19
I.1. Формирование понятий дескриптивной общественной науки . - С .19
I.2. Рассмотрение практического смысла . - С .23
I.3. Выбор центрального случая и фокусного значения . - С .27
I.4. Выбор точки зрения . - С .29
I.5. Теория естественного права . - С .37
Примечания . - С .38
ГЛАВА II. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВОЗРАЖЕНИЯ . - С .43
II.1. Естественное право и теории естественного права . - С .43
II.2. Юридическая действительность (legal validity) и мораль . - С .46
II.3. Многообразие человеческих мнений и практик . - С .51
II.4. Неправомерное выведение норм из фактов . - С .55
II.5. Юм и Кларк о «сущем» и «должном» . - С .60
II.6. Предшественники Кларка . - С .67
II.7. Аргумент об «извращенной способности» . - С .73
II.8. Естественное право и вопрос о существовании и воле Бога . - С .74
Примечания . - С .75
ЧАСТЬ 2
ГЛАВА III. ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ВИДОВ БЛАГА: ЗНАНИЕ . - С .87
III.1. Пример . - С .87
III.2. От склонности - к постижению истины . - С .89
III.3. Практический принцип и причастность ценности . - С .91
III.4. Самоочевидность блага знания . - С .93
III.5. «Объект желания» и объективность . - С .99
III.6. Скептицизм в отношении этой основной ценности несостоятелен . - С .103
Примечания . - С .105
ГЛАВА IV. ДРУГИЕ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ . - С .113
IV.1. Теоретические исследования «всеобщих» ценностей . - С .113
IV.2. Основные виды человеческого блага: практическая рефлексия . - С .118
IV.3. Исчерпывающий перечень? . - С .123
IV.4. Все основные ценности одинаково существенны . - С .125
IV.5. Является ли смыслом всего этого удовольствие? . - С .129
Примечания . - С .131
ГЛАВА V. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗУМНОСТИ . - С .135
V.1. Благо практической разумности структурирует наше стремление к благам . - С .135
V.2. Ясный план жизни . - С .139
V.3. Никаких произвольных предпочтений между ценностями . - С .140
V.4. Никаких произвольных предпочтений между людьми . - С .142
V.5. Отрешенность и приверженность . - С .146
V.6. (Ограниченная) значимость следствий: эффективность с точки зрения разума . - С .147
V.7. Внимание к каждой из основных ценностей в каждом поступке . - С .156
V.8. Требования общего блага . - С .163
V.9. Согласие со своей совестью . - С .164
V.10. Продукт этих требований: мораль . - С .165
Примечания . - С .166
ГЛАВА VI. ОБЩНОСТЬ, СООБЩЕСТВА И ОБЩЕЕ БЛАГО . - С .175
VI.1. Разумность и личный интерес . - С .175
VI.2. Типы объединяющего отношения . - С .176
VI.3. «Деловая общность» и «игровая общность» . - С .180
VI.4. Дружба . - С .182
VI.5. «Коммунизм» и «субсидиарность» . - С .186
VI.6. Совершенное (complete) сообщество . - С .189
VI.7. Существование сообщества . - С .192
VI.8. Общее благо . - С .196
Примечания . - С .199
ГЛАВА VII. СПРАВЕДЛИВОСТЬ . - С .205
VII.1. Элементы справедливости . - С .205
VII.2. Общая (general) справедливость . - С .209
VII.3. Распределительная справедливость . - С .210
VII.4. Критерии распределительной справедливости . - С .219
VII.5. Коммутативная справедливость . - С .224
VII.6. Справедливость и государство . - С .233
VII.7. Пример справедливости: банкротство . - С .237
Примечания . - С .243
ГЛАВА VIII. ПРАВА . - С .251
VIII.1. «Естественные» права, «права человека» или «моральные права» . - С .251
VIII.2. Анализ речи о правах . - С .252
VIII.3. «Предшествуют» ли обязанности правам? . - С .260
VIII.4. Права и общее благо . - С .266
VIII.5. Конкретизация прав . - С .275
VIII.6. Права и равная забота и уважение . - С .279
VIII.7. Абсолютные права человека . - С .281
Примечания . - С .284
ГЛАВА IX. ВЛАСТЬ . - С .291
IX.1. Необходимость власти . - С .291
IX.2. Значения «власти» . - С .294
IX.3. Формирование соглашений или обычно-правовых норм . - С .298
IX.4. Власть правителей . - С .307
IX.5. «Связаны своими же нормами»? . - С .315
Примечания . - С .317
ГЛАВА Х. ЗАКОН . - С .325
X.1. Закон и принуждение . - С .325
Х.2. Несправедливое наказание . - С .330
X.3. Главные признаки правового порядка . - С .332
Х.4. Власть закона . - С .336
Х.5. Пределы власти закона . - С .340
Х.6. Определение закона . - С .343
X.7. Происхождение «положительного» закона из «естественного» . - С .349
Примечания . - С .360
ГЛАВА XI. ОБЯЗАННОСТЬ . - С .371
XI.1. «Обязанность», «долг» и разумная необходимость . - С .371
XI.2. Обязанность, возникающая из обещания . - С .372
XI.3. Меняющаяся и неизменная обязательная сила . - С .383
XI.4. «Юридически обязательное»: правовой смысл и моральный смысл . - С .390
XI.5. Договорное обязательство по закону: исполнение или компенсация? . - С .398
XI.6. Правовая обязанность в моральном смысле: исполнить должное или понести наказание? . - С .403
XI.7. Обязанность и законодательная воля . - С .409
XI.8. «Разум» и «воля» в принятии решения, в законотворчестве и в соблюдении закона . - С .417
XI.9. Моральная обязанность и божественная воля . - С .423
Примечания . - С .424
ГЛАВА XII. НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ ЗАКОНЫ . - С .435
XII.1. Второстепенная забота теории естественного права . - С .435
XII.2. Типы несправедливости в законах . - С .436
XII.3. Влияние несправедливости на обязанность . - С .438
XII.4. «Lex injusta non est lex» . - С .448
Примечания . - С .453
ЧАСТЬ 3
ГЛАВА XIII. ПРИРОДА, РАЗУМ, БОГ . - С .457
XIII.1. Дальнейшие вопросы относительно смысла человеческого существования . - С .457
XIII.2. Порядок, нарушения порядка и объяснение существования . - С .465
XIII.3. Божественная природа и «вечный закон»: умозрение и откровение . - С .476
XIII.4. Естественный закон как «участие вечного законах . - С .488
XIII.5. Заключительные соображения о смысле и силе практической разумности . - С .494
Примечания . - С .502
КОММЕНТАРИИ . - С .507
УКАЗАТЕЛЬ . - С .534
УДК
ББК 67.022.155
Рубрики: Право
   Теория права--Философия права

   История политических и правовых учений

Аннотация: Фундаментальный трактат австралийского правоведа и философа Джона Финниса - один из наиболее успешных и авторитетных опытов реконструкции классической теории естественного права с учетом достижений современной общественно-политической и правовой философии различных направлений. Концепция автора продолжает богатую естественно-правовую традицию, восходящую к Аристотелю и Фоме Аквинскому. Дж. Финнис выделяет определенные первичные, самоочевидные, несводимые друг к другу виды блага, или базовые ценности, такие как человеческая жизнь, знание, искусство, игра, общение, практическая разумность, религия, и обосновывает невозможность отказаться от каких-либо из этих видов блага или пренебречь одними в пользу других, не впадая во внутреннее противоречие. В трактовке Финниса естественное право - это те нормы поведения, которые необходимы людям и обществам для достижения блага во всех его видах. С момента своего выхода в 1980 г. книга стала классической и вызвала острые дискуссии, продолжающиеся и поныне.

Держатели документа:
НБ СГЮА

Доп.точки доступа:
Гайдамак, В. П. \пер.\; Панихина, А. В. \пер.\; Фома Аквинский (св. ; 1224-1274 гг.) \о произв.\
Экземпляры всего: 2
ч/з1 (1), н/а (1)
Свободны: ч/з1 (1), н/а (1)