1 М54 Метаморфозы разума в европейской культуре [Текст] / О. К. Румянцев [и др.] ; отв. ред. О. К. Румянцев. - М. : Прогресс-Традиция, 2010. - 647 с. - (Российский институт культурологии). - ISBN 978-5-89826-362-1 : 200.00 р. Содержание: От редактора . - С .7 Часть I. НАЧАЛА ТЕЛЕОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ Введение . - С .13 Очерк первый. Органическое как аналогия разумного. Телеология у Канта . - С .23 Понятие организма: Кант vs Аристотель . - С .26 Телеология как регулятивный принцип . - С .29 Целеполагание и понятие объективности . - С .31 «Критика способности суждения»; «экспрессивная» концепция явления . - С .36 Созерцание как целеполагание . - С .39 Трансцендентально-конститутивные аналоги causa formalis и causa finalis . - С .48 Телеология как теория себя конституирующей открытости . - С .56 Заключение: телеология и фундаментальная онтология . - С .63 Очерк второй. Кант: разум - художественный опыт - эмпирическое . - С .68 Очерк третий. Философско-математические начала телеологии . - С .93 Введение . - С .93 Диадичный разум и его органическая модель . - С .95 Рождение триадичного разума, телеомеханизм и предустановленная гармония . - С .102 Триадичныйразум и триадичная телеология . - С .118 Философско-математическая модель трехполюсной самодетерминации . - С .124 Триада механизм-робот-организм . - С .127 Триада генометрии . - С .135 Протокол порождения образов – протокол межорганной коммуникации . - С .142 Проект органогенеза . - С .147 Неполнота предлагаемой генометрической модели . - С .149 Заключение . - С .154 Очерк четвертый. Время и вечность . - С .160 Временность и обыденное понятие времени . - С .161 Естественная форма опыта времени и естественное понятие времени . - С .177 Преемственность - заимствование . - С .179 Картезианская традиция - время как истина пространства . - С .182 Время и пространство как два аспекта границы мысли . - С .187 Время как горизонт естественности . - С .189 Интенциональность взаимоопределений мысли и иного - время и вечность . - С .191 Аристотелево время как мера движения - «вненаходимость» мерящей души . - С .193 Мировая душа Платона и космическая иерархия Аристотеля . - С .195 Космическая иерархия и концепция движения . - С .199 Непрерывность и дискретность . - С .202 Время - подвижный образ вечности . - С .210 Вечность как «зрелищность» . - С .213 Что же считает считающая время душа? . - С .216 Другая вечность и другая временность . - С .223 Очерк пятый. Рациональность культуры . - С .245 Открытость человеческого бытия . - С .245 Место человека (в круге сущего) . - С .248 Экологичность культуры . - С .255 Границы разума . - С .262 Приложение. Миф . - С .272 ЧАСТЬ II. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ В ЕВРОПЕЙСКОЙ МЫСЛИ Введение . - С .289 Очерк первый. Мифология и философия: уникальные культуры и универсальная культура . - С .294 Культура, конституированная философией . - С .294 Демаркация с мифологией. Уникальность «пост-осевых» культур . - С .298 Универсальность европейской культуры . - С .303 Конструирование и воспроизведение как аспекты целеполагания . - С .312 Прообраз знания-воспроизведения в первобытной архаике . - С .315 Двуипостасность субъективности человека . - С .317 Рождение знания-конструирования . - С .318 Очерк второй. Воспроизведение и конструирование в истории субъективности человека . - С .322 Эскиз истории взаимоотношений конструирования и воспроизведения . - С .322 Конфигурации поля знания в современном образовании . - С .325 Доминирование в знании воспроизведения или конструирования . - С .332 Обоснование использования термина «конструирование» . - С .341 Доминирование конструирования: новая конституция разума . - С .343 Очерк третий. Воспроизведение и конструирование в современной философии и образовании . - С .351 Концепт «обращенность»: приоритетность субъективности иного . - С .351 Приоритетность иного конституируется наукой . - С .357 Конструирование и воспроизведение в современном образовании . - С .362 Воспроизведение и конструирование в современном знании . - С .363 Обучение конструированию: сопротивление материала . - С .368 Очерк четвертый. Открытость к иному и адаптация: само детерминация разума и саморазвитие организма . - С .373 Научные истины и философская метафизика . - С .373 Направленность саморазвития и его генератор . - С .378 Классический новоевропейский Разум. Разрушение классики . - С .382 Проблема открытости внекультурным детерминациям в современном знании . - С .386 Взаимодополнительность природных и сакральных детерминаций . - С .393 Заключение . - С .398 Часть III. РЕФЛЕКСИВНОСТЬ КУЛЬТУРЫ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Очерк первый. Проблема содержательности коммуникации и статус субъективности в образовании . - С .401 Введение . - С .403 Требования к понятию культурной коммуникации, пускающему признание субъективности участников коммуникации . - С .407 Рефлексивность культурных форм эпохи как свидетельство о субъективности участников присущей эпохе коммуникации . - С .413 Проблема теоретического знания в культуре в контексте анализа повседневной коммуникации . - С .433 Очерк второй. Проблема субъективности в контексте изменений познавательного интереса к человеку . - С .441 Характер изменения вопроса о субъекте в эмпирических исследованиях феномена человека . - С .441 Проблема субъективности в философии Э. Гуссерля, Г. Риккерта и М. Шелера в контексте изменения научного интереса к человеку . - С .446 Трансформации концепции жизненного мира и современные когнитивные исследования . - С .453 Часть IV. ФИЛОСОФИЯ КАК ИСТОРИЯ РЕФЛЕКСИИ НА КУЛЬТУРУ Цикл лекций «Предмет философии и ее основные проблемы» Мифологическое мировосприятие . - С .477 Проблема познания и ее связь с проблемой бытия . - С .483 Предмет философии . - С .493 Основные проблемы философии . - С .529 Цикл лекций «Философия Древнего Востока» . - С .538 Древнеиндийская философия . - С .539 Философия Древнего Китая . - С .553 Цикл лекций «Древнегреческая философия» Первые греческие философы . - С .568 Платон и Аристотель . - С .586 Цикл лекций «Философия Иммануила Канта» . - С .609 Значение кантовской философии и ее основные положения . - С .610 Критика чистого разума . - С .619 Критика практического разума . - С .634 Критика способности суждения . - С .637 Иоганн Готлиб Фихте и проблемы философии Канта . - С .639 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . - С .645
Рубрики: Философия--История философии--Социальная философия--Философия науки Культурология--История культурологии--Теория культурологии Аннотация: Книга посвящена ключевому для понимания европейской культуры процессу - осознанию человеком опосредствующей активности мысли и последующим метаморфозам этого осознания. Фундаментальным моментом этой активности разума выступила его открытость к своему предмету как иному для мысли. Открытость разума также значительно изменялась в истории культуры. Ведь этой открытостью предмет мысли как иное впервые конституируется в качестве бытия, а мысль - в качестве ответственной за бытие, от которого она себя отличает как от иного. Именно осознание открытости к иному как истоку собственного - открытости, присущей культуре как таковой, - является характерной чертой европейской культуры от Античности до эпохи модерна и лежит в основе европейского типа культурной преемственности, реализованного в институтах образования. В книге исследуется, как кризис европейского разума проявляет себя в проблемах современной культуры, в особенности образования, а также способы разрешения этих проблем на основе осознания фундаментального xaрактepa понимания разума как открытости к иному для всей европейской культуры. Держатели документа: НБ СГЮА Доп.точки доступа: Румянцев, О. К.; Туровский, М. Б.; Черняк, А. С.; Шеманов, А. Ю.; Румянцев, О. К. \ред.\; Кант, Иммануил (1724-1804 гг.) \о нем\ Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |