1
М54


   
    Метаморфозы разума в европейской культуре [Текст] / О. К. Румянцев [и др.] ; отв. ред. О. К. Румянцев. - М. : Прогресс-Традиция, 2010. - 647 с. - (Российский институт культурологии). - ISBN 978-5-89826-362-1 : 200.00 р.
    Содержание:
От редактора . - С .7
Часть I. НАЧАЛА ТЕЛЕОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ
Введение . - С .13
Очерк первый. Органическое как аналогия разумного. Телеология у Канта . - С .23
Понятие организма: Кант vs Аристотель . - С .26
Телеология как регулятивный принцип . - С .29
Целеполагание и понятие объективности . - С .31
«Критика способности суждения»; «экспрессивная» концепция явления . - С .36
Созерцание как целеполагание . - С .39
Трансцендентально-конститутивные аналоги causa formalis и causa finalis . - С .48
Телеология как теория себя конституирующей открытости . - С .56
Заключение: телеология и фундаментальная онтология . - С .63
Очерк второй. Кант: разум - художественный опыт - эмпирическое . - С .68
Очерк третий. Философско-математические начала телеологии . - С .93
Введение . - С .93
Диадичный разум и его органическая модель . - С .95
Рождение триадичного разума, телеомеханизм и предустановленная гармония . - С .102
Триадичныйразум и триадичная телеология . - С .118
Философско-математическая модель трехполюсной самодетерминации . - С .124
Триада механизм-робот-организм . - С .127
Триада генометрии . - С .135
Протокол порождения образов – протокол межорганной коммуникации . - С .142
Проект органогенеза . - С .147
Неполнота предлагаемой генометрической модели . - С .149
Заключение . - С .154
Очерк четвертый. Время и вечность . - С .160
Временность и обыденное понятие времени . - С .161
Естественная форма опыта времени и естественное понятие времени . - С .177
Преемственность - заимствование . - С .179
Картезианская традиция - время как истина пространства . - С .182
Время и пространство как два аспекта границы мысли . - С .187
Время как горизонт естественности . - С .189
Интенциональность взаимоопределений мысли и иного - время и вечность . - С .191
Аристотелево время как мера движения - «вненаходимость» мерящей души . - С .193
Мировая душа Платона и космическая иерархия Аристотеля . - С .195
Космическая иерархия и концепция движения . - С .199
Непрерывность и дискретность . - С .202
Время - подвижный образ вечности . - С .210
Вечность как «зрелищность» . - С .213
Что же считает считающая время душа? . - С .216
Другая вечность и другая временность . - С .223
Очерк пятый. Рациональность культуры . - С .245
Открытость человеческого бытия . - С .245
Место человека (в круге сущего) . - С .248
Экологичность культуры . - С .255
Границы разума . - С .262
Приложение. Миф . - С .272
ЧАСТЬ II. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ В ЕВРОПЕЙСКОЙ МЫСЛИ
Введение . - С .289
Очерк первый. Мифология и философия: уникальные культуры и универсальная культура . - С .294
Культура, конституированная философией . - С .294
Демаркация с мифологией. Уникальность «пост-осевых» культур . - С .298
Универсальность европейской культуры . - С .303
Конструирование и воспроизведение как аспекты целеполагания . - С .312
Прообраз знания-воспроизведения в первобытной архаике . - С .315
Двуипостасность субъективности человека . - С .317
Рождение знания-конструирования . - С .318
Очерк второй. Воспроизведение и конструирование в истории субъективности человека . - С .322
Эскиз истории взаимоотношений конструирования и воспроизведения . - С .322
Конфигурации поля знания в современном образовании . - С .325
Доминирование в знании воспроизведения или конструирования . - С .332
Обоснование использования термина «конструирование» . - С .341
Доминирование конструирования: новая конституция разума . - С .343
Очерк третий. Воспроизведение и конструирование в современной философии и образовании . - С .351
Концепт «обращенность»: приоритетность субъективности иного . - С .351
Приоритетность иного конституируется наукой . - С .357
Конструирование и воспроизведение в современном образовании . - С .362
Воспроизведение и конструирование в современном знании . - С .363
Обучение конструированию: сопротивление материала . - С .368
Очерк четвертый. Открытость к иному и адаптация: само детерминация разума и саморазвитие организма . - С .373
Научные истины и философская метафизика . - С .373
Направленность саморазвития и его генератор . - С .378
Классический новоевропейский Разум. Разрушение классики . - С .382
Проблема открытости внекультурным детерминациям в современном знании . - С .386
Взаимодополнительность природных и сакральных детерминаций . - С .393
Заключение . - С .398
Часть III. РЕФЛЕКСИВНОСТЬ КУЛЬТУРЫ И СУБЪЕКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Очерк первый. Проблема содержательности коммуникации и статус субъективности в образовании . - С .401
Введение . - С .403
Требования к понятию культурной коммуникации, пускающему признание субъективности участников коммуникации . - С .407
Рефлексивность культурных форм эпохи как свидетельство о субъективности участников присущей эпохе коммуникации . - С .413
Проблема теоретического знания в культуре в контексте анализа повседневной коммуникации . - С .433
Очерк второй. Проблема субъективности в контексте изменений познавательного интереса к человеку . - С .441
Характер изменения вопроса о субъекте в эмпирических исследованиях феномена человека . - С .441
Проблема субъективности в философии Э. Гуссерля, Г. Риккерта и М. Шелера в контексте изменения научного интереса к человеку . - С .446
Трансформации концепции жизненного мира и современные когнитивные исследования . - С .453
Часть IV. ФИЛОСОФИЯ КАК ИСТОРИЯ РЕФЛЕКСИИ НА КУЛЬТУРУ
Цикл лекций «Предмет философии и ее основные проблемы» Мифологическое мировосприятие . - С .477
Проблема познания и ее связь с проблемой бытия . - С .483
Предмет философии . - С .493
Основные проблемы философии . - С .529
Цикл лекций «Философия Древнего Востока» . - С .538
Древнеиндийская философия . - С .539
Философия Древнего Китая . - С .553
Цикл лекций «Древнегреческая философия» Первые греческие философы . - С .568
Платон и Аристотель . - С .586
Цикл лекций «Философия Иммануила Канта» . - С .609
Значение кантовской философии и ее основные положения . - С .610
Критика чистого разума . - С .619
Критика практического разума . - С .634
Критика способности суждения . - С .637
Иоганн Готлиб Фихте и проблемы философии Канта . - С .639
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . - С .645
УДК
ББК 87.0
Рубрики: Философия--История философии--Социальная философия--Философия науки
   Культурология--История культурологии--Теория культурологии

Аннотация: Книга посвящена ключевому для понимания европейской культуры процессу - осознанию человеком опосредствующей активности мысли и последующим метаморфозам этого осознания. Фундаментальным моментом этой активности разума выступила его открытость к своему предмету как иному для мысли. Открытость разума также значительно изменялась в истории культуры. Ведь этой открытостью предмет мысли как иное впервые конституируется в качестве бытия, а мысль - в качестве ответственной за бытие, от которого она себя отличает как от иного. Именно осознание открытости к иному как истоку собственного - открытости, присущей культуре как таковой, - является характерной чертой европейской культуры от Античности до эпохи модерна и лежит в основе европейского типа культурной преемственности, реализованного в институтах образования. В книге исследуется, как кризис европейского разума проявляет себя в проблемах современной культуры, в особенности образования, а также способы разрешения этих проблем на основе осознания фундаментального xaрактepa понимания разума как открытости к иному для всей европейской культуры.

Держатели документа:
НБ СГЮА

Доп.точки доступа:
Румянцев, О. К.; Туровский, М. Б.; Черняк, А. С.; Шеманов, А. Ю.; Румянцев, О. К. \ред.\; Кант, Иммануил (1724-1804 гг.) \о нем\
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)