159.9 Б91 Бурлачук, Леонид Фокич. Психодиагностика [Текст] : учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2011. - 378, [1] с. : ил. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-459-00611-7 : 293.04 р. Содержание: Предисловие . - С .6 Глава 1. История психодиагностики. Введение . - С .7 1.1. Предыстория психодиагностики . - С .7 1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование . - С .11 1.2.1. Френсис Гальтон и измерение индивидуальных различий . - С .12 1.2.2. Умственные тесты Дж. Кеттелла . - С .16 1.2.3. Вклад А. Бине в измерение интеллекта . - С .19 1.2.4. Чарльз Спирмен и структура интеллекта . - С .24 1.3. Психодиагностика в XX и в начале XXI в. . - С .25 1.3.1. Развитие психодиагностики в период с 1901 г. до конца 1920-х гг. . - С .26 1.3.2. Кризис . - С .38 1.3.3. Развитие психодиагностики с 1930 по 1939 г. . - С .41 1.3.4. Развитие психодиагностики в 1 940-е гг. . - С .52 1.3.5. Развитие психодиагностики в 1 950-е гг. . - С .60 1.3.6. Развитие психодиагностики в 1960-е гг. . - С .67 1.3.7. Развитие психодиагностики в 1 970-е гг. . - С .74 1.3.8. Развитие психодиагностики в 1 980-е гг. . - С .78 1.3.9. Развитие психодиагностики в 1 990-е гг. . - С .83 1.3.10. Развитие психодиагностики в первом десятилетии XXI в. . - С .87 1.4. Тестирование в образовании . - С .90 1.5. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР . - С .93 Заключение . - С .104 Глава 2. Психодиагностика как наука . - С .111 2.1. Понятие психодиагностики . - С .111 2.2. Предмет и структура психодиагностики . - С .113 2.3. Психодиагностика и смежные направления исследований . - С .117 2.3.1. Психодиагностика и дифференциальная психология . - С .117 2.3.2. Психодиагностика и психометрия . - С .118 2.3.3. Психодиагностика и психологическая оценка . - С .119 2.4. Психодиагностический метод и диагностические подходы . - С .120 2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики . - С .125 2.5.1. Понятие теста. Виды тестов . - С .125 2.5.2. Компьютеризированные и компьютерные тесты . - С .126 2.5.3. Об «объективных» тестах личности . - С .132 2.5.4. Адаптация зарубежных тестов . - С .136 2.6. Психологический диагноз . - С .138 2.7. О диагностике черт личности и «измеренной индивидуальности» . - С .143 2.8. Психодиагностический процесс . - С .150 2.8.1. Этап сбора данных . - С .151 2.8.2. Этап переработки и интерпретации . - С .153 2.8.3. Этап принятия решения . - С .154 2.9. Этика психодиагностического обследования . - С .161 Заключение . - С .163 Глава 3. Психометрические основы психодиагностики: основные этапы конструирования теста . - С .165 3.1. Определение количества заданий (спецификация теста) . - С .166 3.2. Разработка заданий . - С .168 3.3. Оформление теста . - С .171 3.4. Пилотажное исследование . - С .172 3.5. Анализ заданий . - С .173 3.6. Определение надежности теста . - С .176 3.7. Факторный анализ . - С .177 3.8. Валидность теста . - С .181 3.9. Стандартизация теста . - С .182 Заключение . - С .191 Глава 4. Измерение интеллекта . - С .192 4.1. Подходы к определению интеллекта . - С .193 4.2. Тесты для измерения интеллекта, их виды . - С .196 4.3. Структура интеллекта . - С .197 4.3.1. Иерархические теории структуры интеллекта . - С .197 4.3.2. Модель интеллекта по Терстоуну . - С .198 4.3.3. Модель интеллекта по Гилфорду . - С .200 4.3.4. Модель интеллекта по Айзенку . - С .202 4.3.5. Модель интеллекта по Кеттеллу . - С .203 4.3.6. Модель интеллекта по Гарднеру . - С .207 4.3.7. Модель интеллекта по Стернбергу . - С .208 4.3.8. Интеллект социальный и эмоциональный . - С .212 4.3.9. Концепция генерального фактора: вчера и сегодня . - С .215 4.4. Распределение тестовых оценок интеллекта . - С .220 4.5. Интеллект и наследственность . - С .221 4.6. Интеллект и биологическая среда . - С .233 4.7. Интеллект и половые различия . - С .235 4.8. Интеллект и питание . - С .236 4.9. Интеллект и социокультурная среда . - С .238 4.10. Различия в интеллекте, обусловленные возрастом . - С .246 4.11. Различия в интеллекте, обусловленные числом детей в семье и очередностью их рождения . - С .255 4.12. Интеллект: предпосылки и детерминанты . - С .261 4.13. Интеллект и личность . - С .272 Заключение . - С .275 Глава 5. Личностные опросники . - С .277 5.1. Виды опросников, формы вопросов и представления результатов . - С .278 5.2. Проблема достоверности личностных опросников. Факторы, детерминирующие ответы на вопросы . - С .281 5.2.1. Фальсификация и установки на ответы . - С .281 5.2.2. Понимание вопросов и изменчивость ответов . - С .285 5.2.3. Психометрический парадокс . - С .288 5.2.4. Обобщенный анализ факторов, детерминирующих ответ . - С .290 5.3. Личностные опросники и теории личности . - С .298 Заключение . - С .306 Глава 6. Проективная техника . - С .307 6.1. Предыстория проективной диагностики . - С .308 6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования . - С .310 6.2.1. Проекция как психологический феномен . - С .310 6.2.2. Проективная гипотеза и проективные методики, их виды . - С .313 6.2.3. Роль стимула в проективных методиках . - С .318 6.3. Теоретическое обоснование проективного подхода к диагностики личности . - С .322 6.4. Бессознательное и проективные методики . - С .331 6.5. Проективные методики или «объективные тесты»? . - С .338 6.6. О разработке проективных методик . - С .341 Заключение . - С .343 Литература . - С .345 Алфавитный указатель . - С .375 Приложение . - С .379
Рубрики: Психология--Практическая психология--Психология личности Аннотация: Второе издание; учебника (первое вышло в 2002 г.) переработано и дополнено. В книге детально стрелы история, предмет и методы этой важнейшей отрасли психологического знания. Доступно изложены вопросы, связанные с математико-статистическим обоснованием измерения индивидуальных чий и конструирования психологических тестов. Особое внимание уделено теоретическим и практикум проблемам измерения (тестирования) интеллекта и личностных особенностей. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Психология», аспирантов, а также специалистов, решающих диагностические задачи в своей повседневной деятельности. Держатели документа: НБ СГАП Экземпляры всего: 50 ч/з1 (1), ч/з6 (1), н/а (48) Свободны: ч/з1 (1), ч/з6 (1), н/а (48) |