5 М12 Маврищев, Виктор Викторович. Общая экология [Текст] : курс лекций / В. В. Маврищев. - 3-е изд., стер. - Минск : Новое знание ; М. : Инфра-М, 2011. - 298 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-985-475-435-2 (Новое знание). - ISBN 978-5-16-0046+84-6 (Инфра-М) : 220.44 р., 300.00 р. Содержание: Предисловие . - С .3 Лекция 1. Предмет и содержание экологии . - С .5 1.1. Предыстория экологии . - С .6 1.2. Становление экологии как науки . - С .8 1.3. Определение экологии . - С .13 1.4. Структура, предмет и объекты экологии . - С .15 1.5. Основные экологические проблемы современности . - С .18 1.6. Практическая значимость экологических исследований . - С .20 Вопросы для повторения . - С .23 Темы докладов для семинарских занятий . - С .23 Литература . - С .23 Лекция 2. Среда обитания. Основные среды обитания . - С .25 2.1. Понятие о среде обитания . - С .26 2.2. Водная среда . - С .27 2.3. Проблема нехватки пресной воды . - С .30 2.4. Наземно-воздушная среда . - С .33 2.5. Почвенная среда . - С .35 2.6. Живые организмы как среда обитания . - С .38 2.7. Экологические особенности паразитов . - С .39 Вопросы для повторения . - С .42 Темы докладов для семинарских занятий . - С .42 Литература . - С .43 Лекция 3. Экологические факторы среды . - С .45 3.1. Понятие об экологических факторах среды. Классификация . - С .46 3.2. Абиотические факторы . - С .48 3.3. Биотические факторы . - С .59 3.4. Антропогенные факторы . - С .61 3.5. Истребление человеком диких видов . - С .62 3.6. Понятие о лимитирующих факторах . - С .65 3.7. Адаптации организмов к факторам среды . - С .69 3.8. Жизненные формы организмов . - С .71 3.9. Классификация жизненных форм . - С .73 Вопросы для повторения . - С .76 Темы докладов для семинарских занятий . - С .76 Литература . - С .77 Лекция 4. Экология популяций. Популяционный подход . - С .79 4.1. Определение популяции . - С .80 4.2. Место популяции в общей структуре биологических систем . - С .83 4.3. Характеристики популяций . - С .84 4.4. Динамика популяций . - С .88 4.5. Взаимодействия между популяциями . - С .89 4.6. Конкуренция как механизм возникновения экологического разнообразия . - С .95 4.7. Отношения типа хищник - жертва . - С .98 Вопросы для повторения . - С .101 Темы докладов для семинарских занятий . - С .102 Литература . - С .102 Лекция 5. Биоценоз . - С .105 5.1. Понятие биоценоза . - С .106 5.2. Видовая структура биоценоза . - С .108 5.3. Пространственная структура биоценоза . - С .109 5.4. Трофическая структура биоценоза . - С .112 5.5. Пищевые цепи и трофические уровни . - С .114 5.6. Экологические пирамиды . - С .118 5.7. Отношения организмов в биоценозах . - С .121 5.8. Продуктивность биоценозов . - С .123 5.9. Экологическая ниша . - С .125 5.10. Экотоны. Понятие краевого эффекта . - С .127 Вопросы для повторения . - С .129 Темы докладов для семинарских занятий . - С .129 Литература . - С .130 Лекция 6. Экосистемный подход в экологии . - С .131 6.1. Концепция экосистемы . - С .132 6.2. Особенности естественных экосистем . - С .135 6.3. Круговорот веществ в экосистемах . - С .137 6.4. Динамика экосистем . - С .140 6.5. Экологические сукцессии . - С .142 6.6. Классификация экосистем . - С .146 6.7. Учение о биогеоценозах . - С .154 6.8. Агроэкосистемы и их особенности . - С .158 Вопросы для повторения . - С .160 Темы докладов для семинарских занятий . - С .161 Литература . - С .161 Лекция 7. Биосфера . - С .163 7.1. Понятие и определение биосферы. Структура биосферы . - С .164 7.2. Учение В.И. Вернадского о биосфере . - С .167 7.3. Понятие ноосферы . - С .170 7.4. Живое вещество биосферы, его особенности и функции . - С .173 7.5. Биологическое разнообразие как основа стабильности биосферы . - С .176 7.6. Значение сохранения биологического разнообразия . - С .180 Вопросы для повторения . - С .183 Темы докладов для семинарских занятий . - С .183 Литература . - С .184 Лекция 8. Экологические ошибки человечества . - С .185 8.1. Взаимодействие человека и природы на современном этапе развития общества . - С .186 8.2. Понятие экологического кризиса . - С .188 8.3. Причины и основные тенденции экологического кризиса . - С .189 8.4. Глобальное потепление и парниковый эффект . - С .192 8.5. Проблема кислотных осадков . - С .197 8.6. Озоновый экран и причины его нарушения . - С .201 8.7. Демографический взрыв: постановка проблемы . - С .206 8.8. Деградация почвенного покрова и опустынивание . - С .210 8.9. Истребление лесного покрова Земли . - С .213 Вопросы для повторения . - С .220 Темы докладов для семинарских занятий . - С .220 Литература . - С .221 Лекция 9. Природные ресурсы . - С .223 9.1. Общая характеристика природных ресурсов . - С .224 9.2. Проблема исчерпаемости природных ресурсов . - С .226 9.3. Проблема дефицита пресной воды . - С .228 9.4. Ресурсы сырья и энергии . - С .231 9.5. Гидро- и теплоэнергетика . - С .235 9.6. Современное состояние атомной энергетики. Последствия аварии на ЧАЭС . - С .237 9.7. Альтернативные источники энергии . - С .241 9.8. Биологические ресурсы и их использование . - С .246 Вопросы для повторения . - С .248 Темы докладов для семинарских занятий . - С .249 Литература . - С .249 Лекция 10. Экология и рациональное природопользование . - С .251 10.1. Основные принципы охраны природы и рационального природопользования . - С .252 10.2. Охраняемые природные территории . - С .255 10.3. Биосферные заповедники . - С .259 10.4. Мониторинг окружающей среды . - С .261 Вопросы для повторения . - С .268 Темы докладов для семинарских занятий . - С .269 Литература . - С .269 Лекция 11. Основные экологические проблемы стран СНГ . - С .271 11.1. Проблема народонаселения . - С .272 11.2. Водные ресурсы: загрязнение и истощение . - С .275 11.3. Проблема опустынивания . - С .281 11.4. Экологические проблемы крупных озер . - С .282 11.5. Общие проблемы охраны природы . - С .289 Вопросы для повторения . - С .293 Темы докладов для семинарских занятий . - С .294 Литература . - С .294
Рубрики: Экология Аннотация: Рассмотрены основные темы одноименного курса. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия человеческого общества с природной средой, а также современной экологической ситуации в мире. Простота изложения, множество интересных примеров, иллюстрации значительно облегчают усвоение материала. Для студентов небиологических специальностей различных форм обучения высших учебных заведений. Может быть полезно слушателям факультетов повышения квалификации, учащимся старших классов общеобразовательных школ, учителям, а также всем, кто интересуется вопросами экологии и экологического образования. Держатели документа: НБ СГАП Экземпляры всего: 26 н/а (25), ч/з1 (1) Свободны: н/а (25), ч/з1 (1) |