3
К16


   
    Как люди делают себя. Обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев [Текст] / под ред. В. А. Ядова, Е. Н. Даниловой, К. Клеман. - М. : Логос, 2010. - 387 с. - ISBN 978-5-98704-521-3 : 150.00 р.
    Содержание:
Введение . - С .8
Глава 1. Laboratorium: замысел, концептуальные рамки и методология исследования, развитие теоретико-методологических оснований применительно к наблюдению различных сообществ . - С .10
Глава 2. От обывателя к активисту . - С .35
2.1. Проблема и концептуальные рамки исследования . - С .35
2.2. Случай жилищного самоуправления: наблюдение в Астрахани . - С .43
2.3. Наблюдение забастовки на АвтоВАЗе . - С .56
2.4. Обоснование концептуализации наблюдения двух случаев . - С .75
2.5. Выводы о решающей роли доверия лидерам и взаимодоверия в сообществе активных граждан . - С .77
Глава 3. Челноки 1990-х годов - массовый феномен превращения совслужащего в рискованного предпринимателя . - С .81
3.1. Челноки в логике фрейм-теории и идентификационного конфликта . - С .81
3.1.1. Концептуальные основания . - С .81
3.1.2. Выборка и полевые процедуры . - С .86
3.1.3. Социально-экономический контекст ухода госслужащих в челноки . - С .87
3.1.4. Траектории биографического и идентификационного перехода госслужащих в челноки (и обратно) . - С .89
3.1.5. Освоение челноками новых практик . - С .96
3.1.6. Самопрезентации челноков . - С .102
3.1.7. Выводы . - С .110
3.2. Три биографические траектории: наброски к портретам челноков . - С .111
3.2.1. Постановка проблемы . - С .111
3.2.2. Влияние ресурсов актора на старте предпринимательства и далее . - С .113
3.2.3. Различия в персональных траекториях последующего жизненного пути челноков . - С .116
3.2.4. Выводы . - С .139
Глава 4. Ипотечные заемщики как инноваторы . - С .144
4.1. Новации и социальная субъектность . - С .144
4.2. Концептуальные рамки исследования . - С .146
4.3. Объект исследования, проблема и источники данных . - С .153
4.4. Данные и их интерпретация . - С .161
4.5. Трудные решения . - С .172
4.6. Вместо заключения: ипотека - школа восходящей мобильности . - С .179
Глава 5. Крестьяне: между общиной и корпорацией . - С .186
5.1. Социально-экономический контекст превращения «кумовьев» в «партнеров» . - С .187
5.2. Два кооператива - две истории . - С .190
5.3. Доверие - основа успешности предприятия . - С .192
5.4. Механизмы взаимного контроля . - С .197
5.5. Заключение . - С .202
Глава 6. Куда податься молодым? В музыкальные субкультуры . - С .207
6.1. Постановка проблемы . - С .207
6.2. Особенности объекта и методология . - С .210
6.3. Предпосылки формирования субкультурной идентичности . - С .211
6.4. Становление практик «своей» субкультуры . - С .214
6.5. Идентификация со своей субкультурой . - С .220
6.6. Мировоззренческие пристрастия . - С .222
6.7. Будущее субкультурной молодежи . - С .229
Глава 7. Проблемы самоопределения предпринимателей-благотворителей . - С .234
7.1. Концептуальные рамки исследования . - С .234
7.1.1. Локальная идентичность . - С .234
7.1.2. Пространственно-деятельностная трактовка идентификации . - С .236
7.2. Особенности благотворящих предпринимателей . - С .239
7.3. Выводы . - С .249
Глава 8. ВИЧ-инфекция: жизнь до и после диагноза . - С .252
8.1. Проблема: сограждане, отторгаемые обществом . - С .252
8.2. Как проводилось исследование . - С .254
8.3. Чем озабочены и чего боятся инфицированные . - С .257
8.4. Освоение статуса «не похожего на большинство» . - С .271
8.5. Выводы . - С .289
Приложения. Некоторые полевые инструменты, использованные для сбора данных в описанных кейсах . - С .295
Приложение 1. Круглый стол жилищных активистов с чиновниками . - С .295
Приложение 2. Полевые заметки о митинге на АвтоВАЗе 6 августа 2009 г., г. Тольятти . - С .298
Приложение 3. Путеводитель нарративного интервью с челноками . - С .302
Приложение 4. Транскрипт интервью с бывшей челночницей . - С .310
Приложение 5. Построение дизайна исследования . - С .352
Приложение 6. Путеводитель интервью с руководителем сельского кредитного кооператива . - С .356
Приложение 7. Семантический дифференциал (SD) для оценки идентификации респондента с сообществом фанатов «его» музыкального направления . - С .361
Приложение 8. Инструкция интервьюеру и путеводитель интервью с предпринимателями . - С .364
Приложение 9. Транкскрипт интервью с ВИЧ-инфицированной . - С .380
УДК
ББК 60.05
Рубрики: Общественные науки--Обществознание--Социография
   Социология--Социальная психология--Социология групп--Социология личности

Аннотация: На основе результатов коллективного исследовательского проекта предложены описание и интерпретация восьми наблюдавшихся в разных регионах России случаев поведения людей в проблемной ситуации: новых фермеров, жильцов самоуправляемых домов, «челноков» начала 1990-х гг., ипотечных заемщиков, молодых фанатов рок-музыки, предпринимателей-благотворителей, забастовщиков и ВИЧ-инфицированных пациентов. Эти случаи поведения обычных людей, оказавшихся в ситуации, требующей выбора, интерпретируются в логике ряда теоретических подходов: в теориях адаптивного поведения, ломки привычной идентичности, деятельностно-активистского подхода, в логике феноменологического анализа повседневных практик и субъективных «конструкций» жизненной ситуации. Подробно освещаются научные аспекты и ход реализации проекта: теоретические предпосылки, их уточнение в процессе исследования, методология и процедуры получения исходных данных, логика интерпретации полевых материалов; аргументируются итоговые выводы. Для научных работников, руководителей и сотрудников аппарата управления, учреждений социальной сферы. Может использоваться в учебном процессе при подготовке студентов по направлению (специальности) «Социология», другим социально-гуманитарным направлениям, требующим углубленной социологической подготовки. Представляет интерес для широкого круга читателей, желающих понять современное российское общество.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Ядов, В. А. \ред.\; Данилова, Е. Н. \ред.\; Клеман, К. \ред.\
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)