7 В17 Ванеян, С. С. Архитектура и иконография. "Тело символа" в зеркале классической методологии [Текст] / С. С. Ванеян. - М. : Прогресс-Традиция, 2010. - 819 с. - ISBN 5-89826-331-7 : 350.00 р. Содержание: Предисловие . - С .5 ВВЕДЕНИЕ: теория, архитектура, методология . - С .11 Шар и Крест, или Архитектура и смысл . - С .13 Проблема архитектурного смысла - проблема архитектуры . - С .16 Проблема архитектурного смысла - проблема истории искусства . - С .18 Иконография как классический метод . - С .29 Архитектура изображаемая и архитектура изображающая . - С .34 Архитектура и иконография: аспекты взаимодействия . - С .41 СИМВОЛИКА ДОМА БОЖИЯ И АРХИТЕКТУРА ЦЕРКОВНОГО ЗДАНИЯ . - С .51 Архитектурный символизм: истина из вторых рук . - С .53 Символизм и церковное здание . - С .55 Символический типологией, или Средневековье внутри нас . - С .62 Символическая текстология в лицах . - С .68 Экзегетическая типология и символическое описание . - С .77 Нумерология и пространство . - С .82 Литургические темы символического толкования: материальность, телесность, возведение . - С .88 Структуры символического толкования: предметность, ценность, масштаб . - С .93 Евхаристический буквализм алтарного пространства: пелена, реликвия и свет . - С .104 Символизм архитектуры и изобразительность Литургии . - С .108 Пространство зрительного опыта и убранство литургического действия . - С .114 Человеческие циклы иконографического убранства: психомахия, космос, колесо фортуны . - С .119 Назначение и истоки церковного искусства: художники и Литургисты . - С .124 Экклезиологическая телесность церковного здания . - С .131 Эсхатология церковной архитектуры . - С .136 Символика экзегезы: помысленное, построенное, описанное . - С .145 От символогии Дома Божия к иконографии церковного сооружения . - С .155 ИЕРОГЛИФИКА АРХИТЕКТУРЫ В ЗЕРКАЛЕ ИКОНОГРАФИИ . - С .161 Собор и соборность в архитектуре и иконографии . - С .163 Зеркальный метод . - С .170 Природное зерцало . - С .174 Зерцало художественное . - С .179 Зеркало битвы . - С .179 Зеркало подлинной реальности . - С .185 Зеркало апокрифического аффекта . - С .192 Зеркало времени и зеркало святости . - С .196 Зеркало истории . - С .204 Зеркало эсхатона . - С .207 Иконография и поэзия . - С .213 Собор религиозной поэзии . - С .217 ИКОНОГРАФИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ АРХЕТИПОВ . - С .225 Введение в иконографию архитектуры, или Символическая типология . - С .227 Архитектурные копии и критерии сходства . - С .229 Символические значения . - С .232 Протооригинал постройки как прототопос памяти . - С .235 Архитектурная типология и архитектурная ментальность . - С .238 Почему иконография? . - С .242 Иконографический круг . - С .245 Сан Стефано Ротондо: топография на месте иконографии . - С .247 Типология умирания . - С .249 Центрическое сооружение как архитектурный жанр . - С .253 Топография прежде топологии . - С .258 От иконографии архитектуры к сценографии живописи или возвращение торгующих . - С .260 Пространства письма . - С .261 Живопись как симптом архитектуры . - С .264 Перспективы личности в условиях иконографического театра . - С .270 Копия как реликварий . - С .277 СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ АРХИТЕКТУРЫ И ИКОНОГРАФИИ . - С .285 Палеохристианские образы - стереотипы сакральных тем . - С .287 Семантические поля иконографии, или За пределами истории искусства . - С .294 Семантические поля иконографии . - С .300 Иконография в зеркале языка: опыт самообнаружения . - С .303 Ранние знакообразы как простые десигнаты . - С .306 Образы иного пространства . - С .309 Образы Таинства . - С .313 Предметные образы культовой среды . - С .315 Манихейская риторика и иконография общих мест . - С .319 Архитектурное место образов . - С .328 Коллективный язык личного благочестия, или Имперское вторжение . - С .331 Иконография и «реальные церемонии» . - С .337 Иконография существования . - С .344 Архитектурная неполнота и иконографическое дополнение . - С .348 АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ СИМВОЛИЗМ АРХИТЕКТУРНОЙ ПРЕДМЕТНОСТИ . - С .357 Христианская археология и материальная история Церкви . - С .359 Христианская археология и история искусства . - С .365 Христианская археология и история погребений . - С .370 Христианская археология и культ мучеников . - С .372 Христианская археология и возникновение христианского культового здания . - С .376 Христианская археология и сакральная архитектура как «носитель значения» . - С .393 Рождение христианского искусства как происхождение смысла . - С .403 От изучения к истолкованию христианского искусства . - С .414 Стилистика и изобразительность раннехристианского искусства . - С .433 ИКОНОГРАФИЯ РИТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА . - С .449 Литургический подход к христианской иконографии . - С .451 Литургия как центр иконографического пространства . - С .457 Функционирование иконографии . - С .461 Иконографические параметры . - С .468 Структура иконографического целого . - С .476 Образ и слово, изображение и надпись, иконография и текст . - С .482 Литургическое пространство архитектуры . - С .490 Участник священнодействия и пользователь иконографии . - С .500 Иконографические типы и архитектурные типологии . - С .512 Ритуальная действительность . - С .522 Иконография и «здание теории» . - С .533 Когнитивные модели иконографии . - С .539 Модальность языка и иконографическая модальность . - С .542 Образы моральной идентичности . - С .548 Воспринимающий индивидуум перед лицом иконографии . - С .550 Модели знания и образы смысла . - С .553 Визуальные образы, семиологические модели и социологические парадигмы: паттерны иконографии и универсалии методологии . - С .568 ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: описание и продолжение . - С .571 Особенности и ограничения иконографического подхода . - С .573 Экфрасис - образ описания . - С .577 РЕТРОСПЕКТИВА: иконография и архитектура в отечественной науке . - С .595 Девятнадцать лет спустя . - С .597 Иконография иконных структур повествования . - С .600 Иконография протохрама . - С .613 Иконография архитектурной типологии . - С .616 Иконография внутреннего пространства . - С .620 Иконография отношения к образцу . - С .622 Иконография эмблематики и энигматики . - С .624 Иконография идеологического буриме . - С .629 Иконография культурно-исторического дискурса . - С .632 Герменевтика архитектуры - молчание и говорение . - С .640 Общие места иконографии и архитектуры . - С .650 ПЕРСПЕКТИВА: антропологические аспекты иконографии и иконологии . - С .661 Вне содержания, но не вне значения . - С .663 Иконография как проблема темы . - С .665 Наглядная антропология . - С .669 Архитектура и пластика . - С .675 Созерцание как соучастие . - С .677 Верующий как продолжение архитектуры и пластики . - С .679 Иконография как система методов: схемы и угрозы . - С .681 Три сте(у)пени иконографии . - С .683 Возражение и возвращение . - С .685 Иконология архитектуры или Смысл неизобразительного . - С .689 Типы значения и конгруэнтность смысла и формы . - С .692 Наивность и метафизика . - С .695 Орнаментальное и иконологичное . - С .697 Иконологические границы художественного . - С .702 Монумент и власть . - С .703 Тело монумента и опыт тела . - С .709 Между формой и значением: ценностные аспекты . - С .712 На пороге герменевтики . - С .716 ПРИЛОЖЕНИЕ I. ХРАМ КАК ИКОНА: иконография архитектуры и архитектурная иконографии в североитальянской поздней готике . - С .719 Иконное как прямое значение . - С .721 Образное, но не иконное . - С .723 Позднеготическое изображение готической архитектуры . - С .726 Иконография литургической среды . - С .730 Реликварное формообразование . - С .732 От архитектурной иконографии к иконографии архитектуры . - С .7354 ПРИЛОЖЕНИЕ II. ГОТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: собор как SANCTA SEPULCHRA И VESPERBILD . - С .737 Готика - визуальная риторика сакрального . - С .739 Собор: вера как литургическое видение . - С .743 Место кенозиса . - С .745 Гроб Господень – смысловой и сакральный исток собора . - С .747 Храм Грааля – пространство богооставленности? . - С .751 «Чудеса превращения» - «размерность» Евхаристии, благочестия и морфологии . - С .754 Храм Грааля – архитектонический и темпоральный симптом . - С .760 Imago pietatis как двухмерная проекция собора (и его истолкование) . - С .776 Интертекстуальность Собора: зазор и выход . - С .779 ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ . - С .784 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН . - С .819
Религия--Православие--Христианство Аннотация: Впервые в науке об искусстве предпринимается попытка систематического анализа проблем интерпретации сакрального зодчества. В рамках общей герменевтики архитектуры выделяется иконографический подход и выявляются его основные варианты, представленные именами Й. Зауэра (символика Дома Божия), Э. Маля (архитектура как иероглиф священного), Р. Краутхаймера (собственно - иконография архитектурных архетипов), А. Грабара (архитектура как система семантических полей), Ф.-В. Дайхманна (символизм архитектуры как археологической предметности) и Ст. Синдинг-Ларсена (семантика литургического пространства). Признаются несомненные ограничения иконографии, заставляющие продолжать поиски иных приемов описания и толкования архитектурно-литургического целого - храмового тела, понимаемого и как «тело символа», как форма и средство теофании. В обширных Приложениях представлен в том числе и обзор отечественного опыта архитектурной иконографии. Книга предназначена широкому кругу читателей, должна быть полезна историкам искусства и может представлять интерес для богословов, философов, культурологов - как ученых-специалистов, так и студентов-гуманитариев. Держатели документа: НБ СГАП Экземпляры всего: 1 ч/з1 (1) Свободны: ч/з1 (1) |