159.9
С89


    Субботский, Евгений Васильевич.
    Генезис личности: теория и эксперимент [Текст] / Е. В. Субботский. - М. : Смысл, 2010. - 407 с. - (Фундаментальная психология). - ISBN 978-5-89357-273-5 : 200.00 р.
    Содержание:
Предисловие . - С .3
Введение . - С .9
Раздел 1. Проблема личности в психологии (исторический аспект) . - С .12
1.1. Структурный аспект . - С .13
1.2. Динамический аспект . - С .16
Раздел 2. Понятие личности (логический аспект) . - С .18
2.1. Метод cogito как способ задания исходных оппозиций . - С .19
2.1.1. Необходимость использования cogito . - С .19
2.1.2. Cogito как сомнение и его импликации . - С .20
2.2. Саморазличение и категория психического. Наука и субъективность . - С .34
2.2.1. Контрастность как фундаментальный принцип мышления . - С .34
2.2.2. Различение и саморазличение. Внутреннее вещей . - С .38
2.2.3. Субъективность и физический мир . - С .49
2.3. Уровни саморазличения . - С .57
2.3.1. Критерий активности . - С .59
2.3.2. Критерий произвольности . - С .64
2.3.3. Критерий осознанности . - С .66
2.3.4. Критерий всеобщности . - С .70
2.4. Переход от cogito к интерсубъективности. Понятие долга и морали . - С .72
2.4.1. Всеобщее как цель познания. Принципиальная ограниченность cogito. Необходимость перехода к интерсубъективности . - С .72
2.4.2. Долг как всеобщее на уровне интерсубъективности . - С .77
2.5. Понятие потребности. Нормативно-нравственные и базовые потребности . - С .83
2.5.1. Потребность как диссонанс реального и идеального состояний системы . - С .83
2.5.2. Базовые и нормативно-нравственные потребности . - С .86
2.5.3. Аксиоматика . - С .90
2.6. Понятие свободы . - С .93
2.6.1. Свобода как самопричинение . - С .93
2.6.2. Свобода как единство субъекта со своей сущностью . - С .99
2.6.3. О бытии свободы . - С .103
2.7. Понятие личности . - С .105
2.7.1. Личностное действие как нравственный акт . - С .105
2.7.2. Личность как гармония самореализации и нравственного самоограничения . - С .110
2.7.3. Личность и другие категории . - С .114
Раздел 3. Личность и психология (психологический аспект) . - С .118
3.1. Принципы анализа мотивации . - С .118
3.1.1. Научный метод и понятие личности . - С .118
3.1.2. «Горизонтальный» и «вертикальный» анализ базовой мотивации . - С .121
3.1.3. Экспериментально-психологическое исследование смысловых образований . - С .127
3.2. Принципы анализа бескорыстного поведения . - С .135
3.2.1. «Психорентген» как метод экспериментального «очищения» личностного поступка . - С .135
3.2.2. Альтруистический стиль общения как способ катализации личностного действия . - С .137
3.3. Генезис морального поведения у дошкольников . - С .147
3.3.1. Постановка проблем . - С .147
3.3.2. Экспериментальное исследование структуры и генезиса морального поступка (смысловой аспект) . - С .149
3.3.3. Генезис морального действия у дошкольников (личностный аспект) . - С .170
3.4. Генезис элементарных форм альтруистического поведения у дошкольников . - С .191
3.4.1. Постановка проблем . - С .192
3.4.2. Генезис альтруистического поведения детей в «конкретных» ситуациях (смысловой аспект) . - С .193
3.4.3. Генезис альтруистического поведения детей в «абстрактной» ситуации (личностный аспект) . - С .203
3.4.4. Формирование морального и альтруистического поведения у дошкольников в условиях психолого-педагогического эксперимента . - С .208
3.5. Генезис независимого поведения у дошкольников . - С .215
3.5.1. Проблема генезиса независимости у дошкольников . - С .217
3.5.2. Генезис и структура объективной вербальной коррекции и независимости от ошибочных действий партнера у дошкольников (смысловой аспект) . - С .221
3.5.3. Формирование независимого поведения у дошкольников (смысловой аспект) . - С .243
3.5.4. Генезис бескорыстного независимого поведения у дошкольников (личностный аспект) . - С .268
3.5.5. Очерк развития независимого поведения у дошкольников . - С .277
3.6. Генезис объективного оценочного суждения у дошкольников . - С .282
3.6.1. Генезис и структура «пристрастного» суждения у дошкольников (смысловой аспект) . - С .284
3.6.2. Формирование объективного суждения у дошкольников . - С .292
3.6.3. Очерк генезиса объективного оценочного суждения у ребенка . - С .297
3.7. Генезис личности ребенка как индивидуальный и исторический процесс (заключение) . - С .300
3.7.1. Теоретический и экспериментальный анализ прагматического и личностного поведения у дошкольников . - С .300
3.7.2. Генезис начальных форм личностного поведения детей в онтогенетическом и культурно-историческом планах . - С .319
3.8. Двадцать лет спустя: Повествовательная функция речи и моральное развитие . - С .332
3.8.1. Реальность, с которой можно играть . - С .332
3.8.2. Сознание типа Т и сознание типа ТДТ . - С .334
3.8.3. ТДТ-сознание и моральное развитие . - С .342
3.8.4. Экспериментальная проверка теории ТДТ-сознания в ситуации свободного морального выбора . - С .353
3.8.5. Развитие морального действия у ребенка: заключение . - С .375
Литература . - С .380
УДК
ББК 88.8
Рубрики: Психология--Психология личности
Кл.слова (ненормированные):
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -- ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация: Фундаментальная монография известнейшего специалиста по проблемам психологии развития посвящена ключевым вопросам понимания личности в психологии и других науках о человеке. Автор не только проделывает большую теоретическую работу по реконструкции содержания, вкладываемого в понятие «личность», но и представляет большой цикл выполненных им экспериментально-психологических исследований, посвященных анализу закономерностей становления в дошкольном возрасте основ нравственной саморегуляции. Адресуется психологам, философам, педагогам, в том числе студентам и аспирантам соответствующих специальностей.

Держатели документа:
НБ СГАП
Экземпляры всего: 1
ч/з1 (1)
Свободны: ч/з1 (1)