1
Ф56


   
    Философия в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие / Е. В. Зорина [и др.]; под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. - М. : Проспект, 2009. - 335, [1] с. - ISBN 978-5-392-00147-7 : 180.00 р.
    Содержание:
Предисловие . - С .3
I. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
1. Является ли философия наукой? . - С .4
2. Каковы основные черты философского мышления? . - С .5
3. Чем философия отличается от других форм мировоззрения? . - С .7
4. Что объединяет и что разделяет философию и религию? . - С .9
5. Какова структура философского знания? . - С .10
6. Можно ли выделить основной вопрос философии? . - С .12
7. Каковы причины возникновения философии? . - С .13
8. В чем состоит роль философии в культуре? . - С .15
9. Каковы основные типы самоопределения современной философии? . - С .18
10. Почему нельзя понять философию без знакомства с ее историей? . - С .20
II. ФИЛОСОФИЯ ВОСТОКА
11. В чем своеобразие философии Древней Индии? . - С .23
12. Какие школы были в древнеиндийской философии и на какие периоды она делится? . - С .25
13. Что составляет отличительные черты философии Древнего Китая? . - С .31
14. Как можно кратко охарактеризовать основные школы и периоды древнекитайской философии? . - С .33
III. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ
15. Что объединяет всех античных философов? . - С .35
16. Какие периоды можно выделить в античной философии и на каких основаниях? . - С .38
17. Что отличает натурфилософский период в развитии античной философии? . - С .39
18. Благодаря деятельности каких философов философская рефлексия античности смещается на проблему человека? . - С .42
19. Какие философские школы представляют этический период в развитии античной философии? . - С .46
20. В каком философском направлении поздней античности была предпринята попытка синтеза всей античной философии? . - С .49
21. Кого и почему считают первым философом Запада? . - С .51
22. В чем проявляется античная специфика материализма и идеализма древних греков? . - С .53
23. Какие принципы лежат в основании линии Платона в философии? . - С .54
24. Что характеризует линию Аристотеля в философии? . - С .57
IV. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
25. Что относится к важнейшим принципам средневековой христианской философии? . - С .64
26. Какие проблемы выделяются в качестве наиболее спорных для философии христианского средневековья? . - С .67
27. Что характеризует Августина как виднейшего философа патристики? . - С .69
28. Почему философия Фомы Аквинского считается вершиной зрелой схоластики? . - С .72
V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
29. Как возможна философия в эпоху Возрождения? . - С .76
30. Какие идеи доминируют на различных этапах философии Возрождения? . - С .80
31. В чем состоит специфика гуманизма эпохи Возрождения? . - С .81
32. Является ли неоплатонизм основой всей философии Возрождения? . - С .83
33. Каковы характерные черты натурфилософского периода в философии Возрождения? . - С .86
34. Какую роль сыграла Реформация в духовной жизни европейского Возрождения? . - С .88
VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
35. В чем состоит рационализм философии XVII в.? . - С .91
36. Что нового внес Фрэнсис Бэкон в философию? . - С .94
39. Что делает Декарта ключевой фигурой философии Нового времени? . - С .96
40. Чем примечательна философия Просвещения? . - С .98
41. Какие образы человека и общества предстают в концепциях общественного договора XVII-XVIII вв.? . - С .101
42. Что за «скандал в философии» устроили Беркли и Юм? . - С .104
43. Каковы характерные черты философии немецкого классического идеализма (от Канта до Гегеля)? . - С .107
44. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии? . - С .108
45. Как сочетаются система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля? . - С .112
46. Каким образом девиз «Ничто человеческое мне не чуждо» выражает суть философии Фейербаха? . - С .116
VII. МАРКСИЗМ И НЕОМАРКСИЗМ
47. В чем состоит предмет и метод философии в понимании К. Маркса? . - С .119
48. В чем состоит суть материалистического понимания истории - важнейшего открытия марксизма? . - С .121
49. Создал ли марксизм новую философскую антропологию? . - С .124
50. Какие идеи К. Маркса получили развитие в XX в.? . - С .126
51. Как русские философы относились к марксизму? . - С .130
VIII. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
52. За что философия жизни критиковала классическую философию? . - С .132
53. Чем отличается трактовка жизни в академической философии жизни? . - С .134
54. Какие новые методы философского исследования предлагают представители философии жизни? . - С .135
IX. НЕОКАНТИАНСТВО
55. Как развивают философию И. Канта представители Марбургской и Баденской школ неокантианства? . - С .138
X. ПОЗИТИВИЗМ
56. Что представляет собой «первый» позитивизм? . - С .140
57. Какие идеи классического позитивизма развивают «второй» и «третий» позитивизм? . - С .142
58. Что общего и каковы различия между позитивизмом и материализмом? . - С .145
59. Позитивизм резко критикует метафизику. А каково его отношение к религии? . - С .147
XI. ПСИХОАНАЛИЗ
60. В чем разница между основными направлениями психоанализа и как они возникли? . - С .149
61. Какое влияние оказал психоанализ на науку и культуру XX столетия? . - С .151
62. Психоанализ возник как направление в психиатрии, и большинство его теоретиков - врачи-психиатры. Какое отношение он имеет к философии? . - С .152
XII. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
63. В чем состоит феноменологическое понимание специфики философии, ее предмета? . - С .155
64. За что Э. Гуссерль критикует натурализм, психологизм и историцизм в философии? . - С .156
65. Почему феноменологический метод Гуссерля был востребован в различных областях философского знания XX в.? . - С .158
XIII. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
66. Кого и на каком основании мы относим к представителям экзистенциализма? . - С .160
67. Почему художественная литература явилась более адекватной формой выражения философии экзистенциалистов, чем их философские трактаты? . - С .163
XIV. ГЕРМЕНЕВТИКА
68. Какие проблемы изучает герменевтика? . - С .165
69. Кто из философов внес заметный вклад в развитие герменевтики? . - С .166
70. Как понимают понимание представители герменевтической философии? . - С .167
XV. СТРУКТУРАЛИЗМ
71. Что такое философский структурализм? . - С .170
XVI. ПОСТМОДЕРНИЗМ
72. Модерн есть современность. Что означает постмодерн? . - С .173
73. Бросает ли постмодернизм вызов классическому рационализму? . - С .175
74. Как постмодернисты «деконструируют» человека? . - С .177
75. Почему постмодернисты объявили «конец истории»? . - С .179
76. Существует ли особый стиль русской философской мысли? . - С .182
77. Русское евразийство: философия или идеология? . - С .184
78. Есть ли различие в понимании русской идеи у Вл. Соловьева и славянофилов? . - С .186
79. Как связаны идеи всеединства и софийности в философии В. С. Соловьева? . - С .188
80. Почему для Н. А. Бердяева ценность личности абсолютна? . - С .190
81. Как видят историю Н. Бердяев и Вл. Соловьев? . - С .192
82. В чем состоит смысл человеческого бытия согласно Л. Н. Толстому? . - С .194
83. Чем различаются между собой естественно-научное и религиозно-философское направления русского космизма? . - С .196
84. В чем заключается специфика материалистических и позитивистских идей в русской философии? . - С .198
XVIII. ОНТОЛОГИЯ
85. Что такое онтология? Каковы основные вопросы и понятия онтологии? . - С .201
86. Каковы основные проблемы онтологии? . - С .202
87. Как связана онтология с другими разделами философии? . - С .205
88. Как изменялось место онтологии в системе философского знания в ходе его исторической эволюции? . - С .206
89. Каковы основные исторически сложившиеся позиции в онтологии? . - С .208
90. Как определить бытие и небытие? . - С .210
91. Что есть сущность? . - С .213
92. Верно ли, что материю придумали материалисты, в то время как философы других направлений отвергают это понятие? . - С .214
93. Материя и субстанция: что общего у этих двух понятий и чем они различаются? . - С .216
94. Существует ли развитие и как его понимать? . - С .218
95. В чем ошибка лапласовского детерминизма? . - С .220
96. Каково соотношение понятий «психика», «душа», «сознание», «дух»? . - С .222
XIX. ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
97. Что такое идеальное? . - С .225
98. Какова разница между философским и психологическим пониманием сознания? . - С .227
99. Не приведет ли прогресс в области изучения мозга к отказу от понятий «сознание», «психика»? . - С .228
100. Как соотносятся сознание и бессознательное? . - С .230
XX. ГНОСЕОЛОГИЯ
101. Что изучает гносеология? . - С .232
102. Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир? . - С .233
103. Что такое субъект и объект познания? . - С .234
104. Какие виды знания выделяют философы? . - С .236
105. Познавательные способности человека. Почему философы различают чувственное и рациональное? . - С .238
106. Как отвечают философы на вопрос о том, что есть истина? . - С .240
107. Что рассматривается философами в качестве критериев истины? . - С .243
108. Каковы цели познания? . - С .245
XXI. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
109. Какие проблемы рассматривает философия науки? . - С .247
110. С чем связано возникновение дилеммы «сциентизма-антисциентизма»? . - С .248
111. Каковы критерии научного знания? . - С .249
112. Как развивается наука? Постпозитивистские модели развития научного знания . - С .252
113. Чем различаются эмпирический и теоретический уровни научного познания? . - С .255
114. Как соотносятся эмпирический и теоретический уровни познания? . - С .257
115. Какую роль играет интуиция в научном познании? . - С .258
116. Что изучает философия техники? . - С .260
XXII. СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ
117. В каких философских направлениях разрабатываются гносеологические проблемы гуманитарных наук? . - С .263
118. Каковы особенности субъекта и объекта в гуманитарных науках? . - С .263
119. В чем проблема объективности гуманитарного знания? . - С .266
120. Существует ли истина в гуманитарных науках? . - С .268
XXIII. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
121. Что такое социальная философия? Как соотносится социальная философия с общественными науками? . - С .270
122. Что характеризует общество как систему? . - С .272
123. Какие существуют подходы в социальной философии к определению социальной структуры общества? . - С .274
124. Как понимать общественные законы? Подобны ли они, например, законам Ньютона? . - С .275
XXIV. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
125. Что изучает философия истории? . - С .278
126. Каковы движущие силы исторического процесса? . - С .280
127. В чем состоит проблема периодизации исторического процесса? . - С .283
128. Что характеризует формационный подход к периодизации исторического процесса? . - С .285
129. В чем особенности цивилизационного подхода к периодизации исторического процесса? . - С .287
130. Существует ли смысл и цель в истории? . - С .289
131. Есть ли прогресс в истории и каковы его критерии? . - С .291
132. Как представлено историческое развитие в современных теориях индустриального, постиндустриального и информационного общества? . - С .293
XXV. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
133. Что такое культура в философском понимании? . - С .296
134. Какой мировоззренческий смысл имеют высшие ценности? . - С .298
135. Что такое аксиология? . - С .299
136. В чем сущность религии и как объясняется ее происхождение? . - С .301
137. Каковы основные компоненты, способы действия (функции) религии, поддерживающие ее факторы? . - С .303
138. Что такое мораль (нравственность) и каковы ее основные понятия? . - С .305
139. Каковы основные исторические виды морали? . - С .307
140. Каким образом в философии определяется эстетическое? . - С .309
141. Что такое искусство и в чем его назначение? . - С .312
XXVI. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
142. Что отличает философский подход к рассмотрению человека? . - С .316
143. Как трактуется в философии природа и назначение человека? . - С .318
144. Что такое личность с философской точки зрения? . - С .320
145. В чем ценность свободы? . - С .323
146. Свободна ли человеческая воля? . - С .325
147. Для чего человеку словесный язык? . - С .326
УДК
ББК 87я73
Рубрики: Философия
Аннотация: Материал основного курса философии представлен в виде вопросов и ответов. Авторы, имеющие многолетний опыт преподавания философии - прежде всего в МГУ им. М. В. Ломоносова, - включили в данное пособие именно те вопросы, которые обычно задают студентам на экзамене для проверки адекватности и глубины усвоения курса. Приведенные формулировки вопросов являются модификациями вопросов экзаменационных билетов. Для студентов и аспирантов нефилософских специальностей, а также всех, кто начинает изучать философию или просто интересуется ею.

Держатели документа:
НБ СГАП

Доп.точки доступа:
Зорина, Е. В.; Рахманкулова, Н. Ф.; Соколов, А. В.; Шестакова, М. А.; Яковлева, Л. Е.; Алексеев, А. П. \ред.\; Яковлева, Л. Е. \ред.\
Экземпляры всего: 1
н/а (1)
Свободны: н/а (1)