37 О-75 Основы педагогики и психологии высшей школы [Текст] : учебное пособие / под ред. А. В. Петровского. - М. : Изд-во Московского ун-та, 1986. - 304 с. - Библиогр.: с. 294-300. - ISBN Б. и. : 0.90 р. Содержание: От редактора . - С .3 Глава I. Педагогика и психология высшей школы . - С .5 1.1. Задачи педагогики и психологии высшей школы (5). . - С .13 1.2. Педагогика, психология и задача совершенствования учебного процесса в вузе . - С .13 Глава II. Социально-исторические характеристики обучения и воспитания в системе высшего образования 2.1. Социально-исторические характеристики высшей школы в СССР и других странах социалистического содружества . - С .24 2.1.1. Рост уровня образования населения CССР — постоянная забота КПСС . - С .24 2.1.2. Ликвидация неграмотности многонационального населения СССР •— выдающийся итог культурной революции в социалистическом обществе . - С .25 2.1.3. Принцип равноправия всех народов в получении образования — важнейший фактор развития высшей школы в СССР . - С .29 2.1.4. Социально-исторические предпосылки формирования контингента студентов высшей школы в СССР . - С .35 2.1.5. Социалистическая интеграция высшей школы и сбалансированность усилий по подготовке специалистов высшей квалификации . - С .38 2.2. Социально-исторические характеристики высшей школы промышленно развитых капиталистических стран . - С .42 2.2.1. Система высшего образования промышленно развитых капиталистических стран как социальный институт . - С .42 2.2.2. Социально-экономические и социокультурные предпосылки формирования контингента студентов . - С .45 2.2.3. Система образования промышленно развитых капиталистических стран и кризис мирового капитализма . - С .50 2.3. Становление новой школы в развивающихся странах проблемы и тенденции . - С .55 2.3.1. Распад колониальной системы капитализма и общеобразовательная ситуация бывших колоний в середине XX в. . - С .55 2.3.2. ЮНЕСКО и международное сотрудничество по проблемам развития образования в молодых государствах . - С .57 2.3.3. Высшая школа, кадровый потенциал и интеллигенция в развивающихся странах . - С .62 Глава III. Воспитательная работа в советском вузе . - С .67 3.1. Психологические особенности студенчества . - С .67 3.1.1. Студенчество как социальная группа . - С .67 3.1.2. Психологические особенности студенческого возраста . - С .68 3.1.3. Адаптация студентов к обучению в вузе . - С .70 3.2. Коммунистическое воспитание студентов . - С .74 3.2.1. Сущность коммунистического воспитания студентов . - С .74 3.2.2. Принципы коммунистического воспитания . - С .82 3.2.2.1. Принцип коммунистической целеустремленности и партийности . - С .83 3.2.2.2. Комплексный подход к, воспитанию студентов . - С .86 3.2.2.3. Связь воспитания с практикой коммунистического строительства . - С .89 3.2.2.4. Принцип коллективизма и индивидуального подхода . - С .91 3.2.2.5. Профессиональная направленность всей деятельности студентов . - С .95 3.2.2.6. Самовоспитание студентов . - С .97 3.3. Роль партийной, комсомольской и профсоюзной организаций вуза в повышении эффективности коммунистического воспитания . - С .102 Глава IV. Обучение в вузе. Организационные формы и содержание . - С .110 4.1. Организационные формы обучения в вузе . - С .110 4.1.1. Роль и место лекции в вузе . - С .110 4.1.2. Разработка и чтение лекций: методический аспект . - С .116 4.1.3. Оценка качества лекции . - С .119 4.1.4. Практические занятия в высшей школе . - С .121 4.1.5. Семинарские занятия . - С .124 4.1.6. Лабораторные работы . - С .128 4.1.7. Самостоятельная работа студентов . - С .129 4.1.8. Производственная практика, курсовые и дипломные работы и проблема специализации . - С .131 4.2. Высшее заочное образование . - С .137 4.3. Содержание образования как проблема вузовской педагогики . - С .144 4.3.1. Системно-деятельностный подход к учению и содержание образования . - С .144 4.3.2. Уровни формирования содержания образования . - С .148 4.3.3. Квалификационные характеристики и принципы формирования содержания высшего образования . - С .156 Глава V. Психологические вопросы познавательной деятельности 5.1. Психология научения . - С .161 5.1.1. Общее понятие о научении . - С .161 5.1.2. Понятие об обучении . - С .163 5.1.3. Учение как деятельность . - С .167 5.1.4. Мотивация учебной ситуации . - С .169 5.1.5. Структура обучения, виды учебных и обучающих действий . - С .172 5.2. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения . - С .173 5.2.1. Восприятие и обучение . - С .173 5.2.2. Обучение навыкам . - С .180 5.2.3. Обучение мышлению и заучивание . - С .185 5.2.4. Пути обучения мышлению . - С .185 5.2.5. Факторы заучивания. Внимание и установка . - С .188 5.2.6. Организация заучивания . - С .194 Глава VI. Современные методы обучения в советской выешей школе . - С .197 6.1. Активизация учебной деятельности студентов как проблема и задача вузовской педагогики . - С .197 6.1.1. Понятие активизации учебной деятельности студентов . - С .197 6.1.2. Групповые формы учебной работы как фактор интенсификации обучения . - С .199 6.1.3. Интенсивное обучение иностранному языку . - С .202 6.2. Деловая учебная игра . - С .208 6.2.1. Понятие о деловых учебных играх . - С .208 6.2.2. Принципы организации учебных деловых игр . - С .212 6.3. Проблемное обучение в вузе . - С .217 6.3.1. Понятие о проблемном обучении . - С .217 6.3.2. Условия успешности и цели проблемного обучения . - С .226 6.3.3. Формы и средства проблемного обучения . - С .227 6.4. Программированное обучение и технические средства в учебном процессе высшей школы 6.4.1. Программированное обучение . - С .229 6.4.2. Понятие о технических средствах обучения . - С .236 6.4.3. Информационные технические средства . - С .238 6.4.4. Технические средства, контроля . - С .243 6.4.5. Технические средства для программированного обучения . - С .245 6.4.6. Использование ЭВМ в учебном процессе . - С .248 6.4.7. Проблемы всеобщей «компьютерной грамотности» и обучение в высшей школе . - С .252 Глава VII. Педагогическое общение преподавателя и студентов в условиях советского вуза 7.1.Сущность и структура педагогического общения . - С .255 7.2. Особенности педагогического общения в вузе . - С .260 7.3. Пути овладения педагогическим общением . - С .264 7.4. Личность педагога как фактор эффективности педагогического общения . - С .265 7.5. Субъективность преподавателя и пути ее преодоления в педагогическом общении . - С .266 Глава VIII. Основы педагогического контроля в высшей, школе 8.1. Функции педагогического контроля . - С .273 8.2. Формы педагогического контроля . - С .275 8.3. Оценка и отметка . - С .277 8.4. Педагогическое измерение . - С .279 8.5. Организационные принципы педагогического контроля . - С .284 8.6. Знания и способности студентов и педагогический контроль . - С .285
Аннотация: В настоящем учебном пособии рассматриваются основные вопросы вузовской педагогики и психологии. Комплексное изложение соответствующих проблем отражает высокий уровень взаимодействия этих наук на современном этапе исследований в области обучения и воспитания и дает возможность читателю получить целостное представление об этой проблематике, что соответствует концепции программы курса «Основы педагогики и психологии высшей школы», утвержденной Минвузом СССР для системы повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. Пособие также может быть использовано слушателями школ и курсов педагогического мастерства, специалистами в области высшего образования и для самостоятельной работы. Держатели документа: НБ СГАП Доп.точки доступа: Петровский, А. В. \ред.\ Экземпляры всего: 2 н/а (2) Свободны: н/а (2) |