Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания : 024/Б82
Автор(ы) : Борисова, Алена Александровна (доктор экономических наук; доцент; заведующая кафедрой), Микиденко, Наталья Леонидовна, Сторожева, Светлана Петровна
Заглавие : Диагностика запросов пользовательской аудитории общедоступных библиотек: точки роста и стереотипы восприятия
Серия: Библиотечно-информационное обслуживание и услуги
Место публикации : Научные и технические библиотеки. - 2023. - № 10. - С.53-78: табл. - ISSN 0130-9765 (Шифр ntb_/2023/10). - ISSN 0130-9765
Примечания : Библиогр.: с. 73-75 (27 назв.)Ref.: p. 75-78 (27 names)
УДК : 024
ББК : 78.38
Предметные рубрики: Библиотечное дело
Библиотечное обслуживание читателей
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): барьеры трансформации библиотек--библиотеки--библиотечные услуги--вовлеченные пользователи--драйверы трансформации библиотек--информационные услуги--невовлеченные пользователи--пользователи библиотек--роль библиотек--стереотипы восприятия библиотек--цифровизация библиотек
Аннотация: Существует рассогласованность между назначением библиотеки как социального института и ее стереотипным восприятием со стороны вовлеченных и невовлеченных аудиторий. Модернизирующиеся библиотеки, превращаясь в цифровые экосистемы, наряду с традиционной миссией архива информации становятся центрами культурной жизни, интерактивными пространствами, предлагающими посетителям разнообразные сервисы и ресурсы по работе с информацией, мультимедийные коворкинг-зоны для работы, общения и обучения. Фиксируемое стереотипное восприятие библиотек как книгохранилища препятствует расширению пользовательской аудитории. В исследовании диагностируются запросы фактических и потенциальных пользователей библиотек, дается оценка смены назначения и роли библиотек как социального института в условиях расширения возможностей доступа к информационным услугам. Для выявления стереотипных представлений о библиотеках было проведено анкетирование двух групп респондентов: вовлеченных и невовлеченных пользователей (взрослые и учащаяся молодежь). Основные результаты: в исследовании фиксируются потребности в позиционировании услуг библиотек в более широком пространстве коммуникативного поля. Требуется выход на особые сегменты рынка, связанные с построением многосубъектных пользовательских цепочек и новые способы информирования о наборе услуг среди молодых фактических и потенциальных пользователей. Относительно слабое информирование о новых услугах может свидетельствовать об использовании преимущественно традиционных средств позиционирования на ближнем целевом рынке и пока достаточно слабом проникновении на иные сегменты. Новизна исследования заключается в расширении представлений о потенциальной целевой аудитории библиотеки, что может быть основой для разработки инструментов коммуникации и привлечения в первую очередь молодежной аудитории, для взаимодействия с которой необходима гибкая подстройка способов, форматов и каналов коммуникации.

Доп.точки доступа:
Микиденко, Наталья Леонидовна (кандидат социологических наук; доцент; заведующая кафедрой); Сторожева, Светлана Петровна (кандидат культурологии; доцент)