Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Чернейко, Людмила Олеговна (доктор филологических наук)
Заглавие : Читательское восприятие в науке о литературе: к истории и теории вопроса . Ч. 2
Серия: Статьи
Место публикации : Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2023. - № 1. - С.89-98. - ISSN 0130-0075 (Шифр mfil/2023/1). - ISSN 0130-0075
Примечания : Библиогр. в примеч.
УДК : 82.01
ББК : 83.01
Предметные рубрики: Литературоведение
Поэтика
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): восприятие художественного текста--деструктивное удивление--лирические эмоции--литературные приемы--модус сознания--остраннение--перцепция--рецепция--удивление--читательское восприятие
Аннотация: Вторая часть статьи посвящена феномену удивления, значимому для изучения читательского восприятия художественного текста и для понимания остраннения не только как литературного приема, но и как определенного состояния сознания читателя. В неоднозначной трактовке современной психологией этого состояния психики человека, взятого в статусах и базовой эмоции, и интеллектуальной оценки, нет противоречия, поскольку попытка понять мир сопровождается переживанием интенционального предмета, если не начинается с него. Однако новое, неведомое, будучи объектом-причиной удивления как интеллектуально-когнитивного состояния сознания, вызывает у разных людей прямо противоположные эмоциональные реакции - приязнь (приятие вплоть до восторга) и неприязнь (неприятие вплоть до раздражения). Именно эти эмоциональные эпифеномены удивления могут служить аргументом для разграничения рассматриваемого интеллектуального состояния на "удивление+", когда новое вызывает эмоциональное приятие и интеллектуальный интерес, и "удивление–", когда новое вызывает эмоциональное неприятие, не оставляющее места когнитивным устремлениям разума. Речевые примеры эмоциональной амбивалентности удивления представлены и в русском, и в других языках. Особое внимание уделяется связи понятия "удивление" с понятием "остраннение", а также их связи с авторской позицией. У становления текста есть и когнитивно-эстетическая причина, состоящая в осмыслении автором жизни через удивление в его двух ипостасях - приятии и отторжении, и формально-эстетическая цель, подтверждаемая черновиками. Изучение материала позволило прийти к выводу, что удивление автора (в любой из авторских художественных ипостасей) с его диаметрально противоположными эпифеноменами является причиной остраннения как вербально-композиционного воплощения этого модуса сознания в художественном тексте. При этом доминирует "удивление–" и адекватный ему прием остраннения в заданном рамками этого вида удивления языковом воплощении.