Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Полякова, Светлана Викторовна (кандидат философских наук; доцент), Воронович, Екатерина Павловна
Заглавие : Взаимодействие как художественная и политическая стратегия: об одном философском истоке реляционной эстетики
Серия: Образы человека
Место публикации : Человек. - 2022. - № 6. - С.156-177: фот. - ISSN 0236-2007 (Шифр chel/2022/6). - ISSN 0236-2007
Примечания : Библиогр.: с. 175-177
УДК : 73/76 + 18
ББК : 85.10 + 87.8
Предметные рубрики: Изобразительное искусство и архитектура
Изобразительное искусство в целом, 20 в. кон.; 21 в. нач.
Эстетика
Общие вопросы эстетики
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): искусство взаимодействия--искусствоведы--коммуникация--общество спектакля--оперативный реализм--партиципаторное искусство--перформанс--реляционная эстетика--социальный поворот--философы
Аннотация: Анализируется понятие социального поворота в искусстве рубежа XX–XXI веков, наиболее известной концептуализацией которого является реляционная эстетика Николя Буррио. Дается трактовка принципа "оперативного реализма" Буррио, согласно которому искусство социального поворота не стремится революционно взорвать мир капиталистической эксплуатации и отчуждения, а учится существовать в сложившемся культурном контексте, осуществляя эстетические проекции на уже существующие в реальности социальные отношения с тем, чтобы мягко перекодировать мир к лучшему. Главной темой искусства взаимодействия становится бытие-вместе, целью — создание и моделирование микросообществ, новых способов человеческой коллаборации, основными чертами искусства взаимодействия — процессуальность, дестабилизация иерархических отношении? художника и публики, партиципаторность. Проводится сравнительный анализ эстетических и политических аспектов концепции "общества спектакля" Ги Дебора и реляционной эстетики. Первая, как доказывается в статье, послужила философским истоком последней. Хотя реляционная эстетика Буррио, создавшая новый продуктивный язык для описания и понимания разнообразных художественных проектов искусства социального поворота, является, возможно, наиболее влиятельной концепцией современной теории искусства, она не свободна от внутренних противоречий и оказывается менее последовательной в достижении политических и эстетических целей, чем теория его учителя Дебора.

Доп.точки доступа:
Воронович, Екатерина Павловна; Буррио, Н. (искусствовед ; 1965-); Дебор, Г. (французский философ ; 1931-1994)