Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Литвиненко, Нинель Анисимовна (доктор филологических наук)
Заглавие : Деромантизация мифа в романе Г. Флобера "Госпожа Бовари"
Серия: Статьи
Место публикации : Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2022. - № 3. - С.122-133. - ISSN 0130-0075 (Шифр mfil/2022/3). - ISSN 0130-0075
Примечания : Библиогр. в примеч.
УДК : 821(4).09
ББК : 83.3(4)
Предметные рубрики: Литературоведение
Литература Европы, 19 в.
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): боваризм--герой--демифологизация--деромантизация--любовь--миф--романтизм--романы--французская литература
Аннотация: В центре статьи проблема трансформации романтического мифа о любви и герое в романе Флобера, созданном в "пограничную" эпоху, когда оставалась востребованной ценностная система идеалов, выработанных романтизмом, но получали все более широкое распространение модели и принципы позитивистского мышления и письма. Рассматриваются стратегии "снятия" мифа, закрепившегося в стереотипах сознания и поведения героев романа "Госпожи Бовари". Анализируется феномен боваризма, который воплощал сложный комплекс социально-психологических идей и представлений. Доказывается, что в его основе у Флобера лежат антитезы и антиномии экзистенциально-эстетической парадигмы, объединяющей сознательное и бессознательное в изображении и восприятии персонажей, клишированные формы универсального, индивидуального, социального опыта и бытия. Подмена реальности иллюзиями, симулякрами, "неадекватность самооценки" сочетаются со способностью персонажей (Эммы и Шарля) в процессе овеществления и развоплощения идеалов "выйти за свои пределы". Мотивы удвоения, раздвоения и клиширования восходят к романному и романтическому мифу о любви. Эстетическое "снятие" романтической модели функционирования высокого мифа о любви и герое в "Госпоже Бовари" включает семантические следы и знаки, воскрешающие в читательском сознании память о мифе, удостоверяя тем самым его актуальность и аутентичность. Деромантизация мифа строится на парадоксальном, не согласующемся с романтическим каноном совмещении этических и эстетических начал, где тривиальное, заурядное, иронически окрашенное бытие приобретает статус вечного и даже высокого.

Доп.точки доступа:
Флобер, Г. (французский писатель ; 1821-1880)