Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Дурягин, Павел Васильевич (кандидат филологических наук), Джеромел, Маргерита
Заглавие : Восприятие сочетаний с палатальным согласным итальянцами, изучающими русский как иностранный : роль категорий родного языка
Серия: Статьи
Место публикации : Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 6. - С.115-127. - ISSN 0130-0075 (Шифр mfil/2021/6). - ISSN 0130-0075
Примечания : Библиогр. в примеч.
УДК : 81'34
ББК : 81.01
Предметные рубрики: Языкознание
Фонетика. Фонология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): рки--восприятие--звуковые контрасты--итальянцы--палатализация--палатальные согласные--русский язык как иностранный--согласные--фонетические эксперименты
Аннотация: Представлены результаты фонетического эксперимента по различению псевдослов, содержащих контраст тя - тья итальянцами, владеющими русским языком на среднем уровне. В рамках исследования была подвергнута проверке гипотеза о том, что на успешную категоризацию таких сочетаний может влиять наличие палатальных сонантов в фонологической системе родного языка испытуемых. Предполагалось, что опора на эти категории может помочь информантам успешнее различать минимальные пары псевдослов, в которых содержатся слоги с носовым и боковым переднеязычными, по сравнению с другими согласными. При проведении перцептивного эксперимента псевдослова были встроены в элементарные русские фразы. Результаты, полученные от 31 испытуемого, показали, что италоговорящие студенты испытывают трудности при различении изучаемого контраста и показывают результаты на уровне случайности вне зависимости от сегментного состава и ударности слогов. При этом был обнаружен статистически значимый эффект порядка презентации стимулов: испытуемые чаще отвечали верно в тех случаях, когда правильный ответ предлагался к прослушиванию вторым в паре стимулов. Этот "эффект новизны" был отмечен только для целевых стимулов, но при этом отсутствовал в филлерах. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что по крайней мере вплоть до среднего этапа обучения италоговорящим не удается сформировать перцептивные категории, позволяющие успешно различать контраст тя - тья.

Доп.точки доступа:
Джеромел, Маргерита