Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Хлопонина, Ольга Олеговна (старший преподаватель; кандидат культурологии)
Заглавие : Мифологический подход как методологическая основа типологизации женских образов
Серия: Методические материалы в учебном процессе
Место публикации : Ученый совет. - 2021. - Т. 18, № 11. - С.839-848: 1 фот. - ISSN 2074-9953 (Шифр uchs/2021/18/11). - ISSN 2074-9953
Примечания : Библиогр.: с. 839-848 (23 назв.)
УДК : 316.34/.35 + 008.001
ББК : 60.54 + 71.4
Предметные рубрики: Социология
Социология групп
Культурология
Прикладная культурология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): богородица--андрогинизм--архетипы--героический тип женщины--демонически-роковой тип женщины--демонический тип женщины--женская образность--женские архетипы--женские образы--женский мир--женское начало--мифореставрация--мифы--образ богородицы--образ героини--образ матери--образ роковой женщины--понятие архетипа--понятие женского мира--понятие мифа--ремифологизация--роковой тип женщины--роковые женщины--типологизация женских образов--типы женщин--традиционный тип женщины
Аннотация: Русские религиозные философы пытались понять характер и предсказать судьбу России, апеллируя к божественному знанию, силе и спасительной функции образа Софии-Премудрости. В эпоху модерна это же восприятие женщины и женского осмыслялось в теоретических трудах, художественных произведениях и жизнетворчестве богемной среды Серебряного века, переживавших эсхатологические настроения и осмыслявших судьбу России и мира в целом через обращение в том числе к античному мифу и роли женского начала в теории андрогинизма. Наконец, построение советской идеологической системы в существенной степени опиралось на миф и на всех этапах включало в себя апелляцию к женской образности, основанной на архетипических представлениях. В статье автор обращается к понятиям мифа и архетипа как методологической основе, позволяющей осуществлять классификацию женских типов и определять символическое содержание женской образности. Помимо теоретических обоснований данных категорий в мифологическом направлении культурологии, теории психоанализа, мы обращаемся к их функциональной стороне, позволяющей выявлять и изучать миф в искусстве и культуре в его диахроническом плане. Автор показывает, что образы Матери, Героини, Роковой женщины, которые явно обозначаются в отечественной культуре рубежа XIX и XX веков, наиболее отчетливо могут быть выявлены в рамках мифологического подхода.