Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Радина, Надежда Константиновна (доктор политических наук; кандидат психологических наук; профессор), Балакина, Юлия Владимировна
Заглавие : Вызовы образованию в условиях пандемии : обзор исследований
Серия: Влияние пандемии COVID-19 на образование
Место публикации : Вопросы образования. - 2021. - № 1. - С.178-194. - ISSN 1814-9545 (Шифр vpro/2021/1). - ISSN 1814-9545
Примечания : Библиогр.: с. 189-194 (41 назв. )
УДК : 378
ББК : 74.58
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Высшее профессиональное образование
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): covid-19--дистанционное обучение--изоляция--неравенство в образовании--образовательное неравенство--обучение врачей--онлайн-образование--эпидемии
Аннотация: Обзор результатов научных исследований влияния пандемии COVID-19 на системы образования и их реакции на карантинный режим деятельности осуществлен в сопоставлении с данными международных организаций, непрерывно осуществляющих мониторинги систем образования. Международные организации констатируют нарушение традиционного протекания образовательного процесса и вынужденный переход на дистанционные формы обучения в условиях пандемии. В научных исследованиях анализируются доступность онлайн-образования, альтернативные средства дистанционного обучения, а также влияние пандемии на состояние университетов: финансовые трудности, ограничивающие возможности нового строительства, оказания социальной помощи студентам и выделения стипендий, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, организации исследований. Условия пандемии обострили внимание к теме неравенства в образовании, усилившегося с вынужденным переходом на онлайн-обучение. В частности, исследователи анализируют положение наиболее уязвимых групп учащихся, таких как дети из семей с низкими доходами, из семей мигрантов, а также учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее мощный поток исследовательских работ среди обусловленных "пандемической реальностью" составляют проекты, направленные на изучение цифровизации образования. В ряде публикаций обсуждается не просто переход на дистанционные цифровые технологии, а реальный технологический поворот, позволяющий использовать уникальные возможности цифровых технологий, что особенно важно при обучении студентов медицинских специальностей. Особенностью научного дискурса в сравнении с дискурсом международных экспертных и аналитических документов о проблемах образования в условиях пандемии COVID-19 являются теоретические поиски. Изучение произошедших изменений образовательного процесса позволяет реконструировать прямые и косвенные, а также латентные угрозы пандемии.

Доп.точки доступа:
Балакина, Юлия Владимировна (доцент)