Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Зубов, Артем Александрович (кандидат филологических наук)
Заглавие : Прагматика невозможного: язык в "Посольском городе" Чайны Мьевиля
Серия: Невозможные языки в литературе: прагматика и семантика
Место публикации : Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2021. - № 1. - С.188-198. - ISSN 0130-0075 (Шифр mfil/2021/1). - ISSN 0130-0075
Примечания : Библиогр. в примеч.
УДК : 811.8
ББК : 81.8
Предметные рубрики: Языкознание
Искусственные языки
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): вымышленные языки--инопланетные языки--мимесис--научная фантастика--негативная референция--прагматика литературы--романы--эффект фантастического
Аннотация: Исследуется вымышленный, "невозможный" язык в романе современного британского писателя Ч. Мьевиля "Посольский город", рассказывающем о контакте людей с внеземными существами (ариекаями) и установлении языкового общения между ними. В первой части статьи рассматривается модель коммуникации на вымышленном языке. В романе пространством взаимного освоения людьми и ариекаями становится мир интерсубъективного взаимодействия, а не географический ландшафт чужой планеты. Этот мир открывается участникам общения посредством воображения. Во второй части статьи автор сосредотачивается на понятии негативной референции и рассматривает его функционирование в романе. Анализируются поэтические приемы, с помощью которых Мьевиль подчеркивает символичность, многозначность языка написания романа. Обращается внимание на значение дневниковой формы романа, на переосмысление конвенций научно-фантастического лексикона, на функции графического изображения вымышленного языка и его звучания. В заключении делается вывод, что в романе невозможный язык изображается от обратного: невозможное указывает на некоторые особенности человеческого, символического языка - и тем самым обозначает границу его репрезентативных возможностей, за которой и начинается невозможное. Опыт невозможного, который предлагает Мьевиль, таким образом, переживается читателем как разрыв между возможностями речевой репрезентации и творческой силой воображения.

Доп.точки доступа:
Мьевиль, Ч. (британский писатель-фантаст)