Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Фаустов, Андрей Анатольевич (доктор филологических наук)
Заглавие : Повествование и время в прозе Достоевского . Ч. 1 : Механизмы ретроспекции в романе "Идиот"
Серия: Статьи
Место публикации : Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С.152-162. - ISSN 0130-0075 (Шифр mfil/2020/6). - ISSN 0130-0075
Примечания : Библиогр. в примеч.
УДК : 821.161.1.09"18"
ББК : 83.3(2Рос=Рус)5
Предметные рубрики: Литературоведение
Русская литература XIX в.
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): генерализация--дисперсия--информация--повествование онлайн--повествователь--рассказчик--ревалоризация--реконструкция--ретроспекция--романы
Аннотация: Предпринимается попытка с новых позиций истолковать "ненадежное" рассказывание у Достоевского, сосредоточившись на романе "Идиот", который справедливо считается в творчестве писателя наиболее изощренным примером такой повествовательной манеры. В основе развиваемой идеи лежит стремление соотнести проблематичность передачи информации со структурой времени рассказывания. Исходным пунктом является различение двух режимов повествования, сложным образом чередующихся в "Идиоте", - онлайн и ретроспекции. В первом случае имитируется присутствие рассказчика (а вместе с ним и имплицитного читателя) как свидетеля рассказываемой истории, которая детально излагается и не вызывает сомнений в своей достоверности. Во втором случае рассказывание и история подчеркнуто рассинхронизированы, факты представлены в пересказе разной степени конспективности и лишены гарантированной истинности. В первой части статьи описываются четыре механизма такой ретроспекции, три из которых можно считать универсальными, а четвертый, доминирующий, - специфическим для Достоевского. Первые три механизма - это реконструкция, генерализация и ревалоризация. Четвертый механизм - это дисперсия, в результате действия которой задним числом ставится под вопрос то, наблюдателями чего мы были и что имело истинную референцию. Первые три механизма функционируют у Достоевского с теми или иными сбоями, вызванными как раз влиянием повествовательной дисперсии. К примеру, сочетание реконструкции и ревалоризации свойственно готическому роману или классическому детективу, отражения которых не раз усматривались в прозе писателя. Но если в этих жанровых нарративах в финале все карты раскрываются и отдельные улики, обретая свой подлинный вес, вырастают в цельную историю, то у Достоевского прошлое никогда не становится лишенным слепых пятен, внутренне завершенным и способным до конца объяснить сюжетное настоящее.

Доп.точки доступа:
Достоевский, Ф. М. (русский писатель)