Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Мотеюнайте, Илона Витаутасовна (доктор филологических наук)
Заглавие : Постсвидетельский дискурс о войне : "Живые картины" Полины Барсковой
Серия: К 75-летию Великой Победы
Место публикации : Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2020. - № 6. - С.9-20. - ISSN 0130-0075 (Шифр mfil/2020/6). - ISSN 0130-0075
Примечания : Библиогр. в примеч.
УДК : 821.161.1.09"1992/..."
ББК : 83.3(2Рос=Рус)6
Предметные рубрики: Литературоведение
Современная русская литература
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): блокада ленинграда--блокадная тема--дискурс травмы--ленинградская блокада--монологи--произведения искусства--пьесы--тема великой отечественной войны--экфрасис
Аннотация: Рассматривается пьеса П. Барсковой "Живые картины", в которой описывается "смертное время" блокады Ленинграда. Освещение этой темы у Барсковой принципиально отличается от принятого в советское время. Автор сосредоточен на передаче трагического опыта блокадников и учитывает современное понимание травмы как "немого" опыта. Анализируется соответствующая сцена пьесы, в которой выделяется текст в тексте. Персонажи Барсковой в роли персонажей Рембрандта оказываются объектами изображения и субъектами речи, а их субъективный эстетический опыт становится одновременно метафорой и метонимией произведений искусства. Экфрасис позволяет автору соединить две изображаемые реальности, указывая одновременно и на их разность. Обнажая механизм формирования дискурса о себе, дистанцированного произведением искусства, Барскова формирует и собственный способ говорения о травме. Она выстраивает пьесу на основе свидетельств, трансформируя жанровые традиции сказки и акцентируя экфрасисом дистанцированность репрезентации опыта. Такой способ, вероятно, можно назвать постсвидетельским.

Доп.точки доступа:
Барскова, П. (русская поэтесса)