Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Иванюшина, Валерия Александровна (кандидат биологических наук; ведущий научный сотрудник научной лаборатории), Уильямс, Елена Павловна
Заглавие : Трекинг, школьная мобильность и образовательное неравенство
Серия: Теоретические и прикладные исследования
Место публикации : Вопросы образования. - 2019. - № 4. - С.47-70: 2 рис., 2 табл. - ISSN 1814-9545 (Шифр vpro/2019/4). - ISSN 1814-9545
Примечания : Библиогр.: с. 63-66 (52 назв. )
УДК : 373
ББК : 74.2
Предметные рубрики: Образование. Педагогика
Общеобразовательная школа --Санкт-Петербург --Россия, 2014-2015 гг.
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): выбор школы--дифференциация школ--межшкольные трекинги--образовательное неравенство--смена школы
Аннотация: Межшкольным трекингом называется распределение учеников по разным типам школ, различающимся образовательным потенциалом. В большинстве стран ОЭСР трекинг осуществляется в возрасте 15-16 лет; в России разделение потоков учащихся на "академический" (10-11-й классы школы) и "неакадемический" (профессиональные лицеи и колледжи) треки также происходит в 15 лет, после 9-го класса. Однако и до этого разделения образовательных траекторий российские дети учатся в школах разных типов ("обычные" школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи) ; некоторые авторы называют такое распределение учащихся по типам школ "претрекингом". До сих пор не было эмпирических данных о том, насколько часто ученики меняют школу до формального трекинга после 9-го класса. В статье на основании административной базы данных школ Санкт-Петербурга, содержащей сведения обо всех переходах из одной школы в другую за 2014/2015 учебный год, анализируется частота смены школы учащимися с 1-го по 11-й класс. Рассматривается частота смены школы отдельно для разных классов (параллелей), начиная с 1-го класса, и общая частота переходов между школами. Для выбора образовательной траектории после 9-го класса ("академический" либо "неакадемический" трек) построены регрессионные модели, связывающие долю учеников, уходящих в образовательные организации системы профессионального образования, с характеристиками школы. Результаты исследования свидетельствуют о высокой стабильности выбора школы: 65% школьников российского мегаполиса, имея широкие возможности смены школы, учатся в одной и той же школе с 1-го до 9-го класса; 85% учатся в одной и той же школе с 5-го по 9-й класс. Стабильность выбора школы согласуется с выводами Ю. А. Косяковой с соавторами о наличии пре-трекинга в российской средней школе. Полученные результаты обсуждаются применительно к проблеме образовательного неравенства.

Доп.точки доступа:
Уильямс, Елена Павловна (студентка магистратуры); Косякова, Ю. А.