Вид документа : Статья из журнала Шифр издания : Автор(ы) : Богданова, Тамара Геннадьевна (доктор психологических наук; профессор), Томсон, Виктория Александровна Заглавие : Проблемы изучения личности детей и подростков с нарушениями слуха в зарубежной психологии Место публикации : Вопросы психологии. - 2020. - № 5. - С.157-167. - ISSN 0042-8841 (Шифр vopp/2020/5). - ISSN 0042-8841 Примечания : Библиогр.: с. 166-167 (33 назв.) УДК : 159.922.7 ББК : 88.8 Предметные рубрики: Психология Детская психология Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): глухие дети--дети--жестовая речь--зарубежная психология--личность--нарушения слуха--подростки--самооценка--слабослышащие дети--социальная зрелость Аннотация: Анализируются основные подходы к исследованию личности детей с нарушениями слуха в зарубежной психологии. К трудностям такого изучения относятся недостаточное количество методик, учитывающих особенности их общения, а также проблемы адаптации методик, ориентированных на изучение слышащих детей и подростков. Охарактеризованы особенности и проблемы развития личности, описаны главные факторы, влияющие на развитие самооценки и социальной зрелости таких детей и подростков. К ним относятся коммуникативные проблемы, поскольку большая часть детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих) рождается у родителей с сохранным слухом. Особое значение имеет зависимость этих детей от зрительной информации, проблемы с усвоением и использованием словесной речи. На ранних этапах психического развития использование визуально-тактильной коммуникации в сочетании с жестовой речью дает возможность родителям оптимизировать развитие личности детей, способствует их эмоциональному благополучию. В подростковом возрасте на развитие личности влияют качество общения с родителями и сверстниками, принадлежность к субкультуре глухих, наличие или отсутствие нарушений слуха у родителей, условия обучения. Социальная зрелость детей и подростков с нарушениями слуха зависит от уровня развития словесной речи: дети с плохо развитой речью имеют больше неудачных попыток в общении - как в семье, так и за ее пределами, поэтому у них возникают отрицательные эмоции, состояния фрустрации, что может привести к их социальной изоляции. Высокий уровень развития их личности соответствует более высокому уровню развития самоанализа и сложным межличностным отношениям. У таких подростков высокие показатели социальной компетентности и уровень учебных достижений, а также хорошее качество дружеских отношений. Доп.точки доступа: Томсон, Виктория Александровна (старший преподаватель) |