Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Рубцова, Наталья Васильевна (кандидат юридических наук; доцент)
Заглавие : Правовая природа предпринимательской деятельности: аксиологический подход
Серия: Гражданское и семейное право. Предпринимательское право
Место публикации : Журнал российского права. - 2020. - № 12. - С.66-77. - ISSN 1605-6590 (Шифр jrpr/2020/12). - ISSN 1605-6590
Примечания : Библиогр.: с. 74-75Ref.: p. 76-77
УДК : 347
ББК : 67.404
Предметные рубрики: Право
Гражданское право в целом
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): аксиологический подход--аксиология--общественные отношения--правовые принципы--предпринимательская деятельность--предпринимательское право--рыночные отношения--свобода предпринимательской деятельности--социальная ответственность бизнеса--социальное предпринимательство
Аннотация: Предпринимательская деятельность традиционно изучается с позиции экономического и юридического анализа. Вместе с тем гармоничное развитие общества как согласованной интегрированной системы невозможно без развития социальных отношений, и предпринимательская деятельность, будучи социальным видом деятельности, способствует развитию социального государства. Аксиологический подход к предпринимательской деятельности стал возможен, когда предпринимательская деятельность стала расцениваться как общественное благо. Предпринимательская деятельность является основой, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Аксиологический анализ позволяет исследовать основные принципы осуществления предпринимательской деятельности, и прежде всего принцип свободы ее осуществления, который может пониматься в том числе как самостоятельная ценность, правопритязание. Более того, само понимание права как свободы в рамках либертарного подхода соответствует особому месту принципа свободы предпринимательской деятельности в системе принципов экономического права. Также аксиологический анализ будет неполным без упоминания социальной ответственности бизнеса, который можно рассматривать как особый вид юридической ответственности. Социальная ответственность бизнеса понимается как добровольно возложенные на предпринимателя обязательства в социальной сфере, связанные с определенной социальной помощью и участием в программах социальной поддержки со стороны государства и общества. Таким образом, аксиологический анализ предпринимательской деятельности должен включать не только исследование отдельных оценочных категорий, но и характеристику особенностей социальной ответственности предпринимателя.