Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Малых, Сергей Борисович (доктор психологических наук; профессор; академик-секретарь РАО), Тихомирова, Татьяна Николаевна
Заглавие : Личностные черты и интеллект как факторы успешности в школьном обучении
Серия: Возрастная и педагогическая психология
Место публикации : Вопросы психологии. - 2020. - № 3. - С.26-44. - ISSN 0042-8841 (Шифр vopp/2020/3). - ISSN 0042-8841
Примечания : Библиогр.: с. 42-44 (39 назв.)References in Russian: р. 44 (8 names)
УДК : 159.922.7
ББК : 88.8
Предметные рубрики: Психология
Детская психология
Ключевые слова (''Своб.индексиров.''): большая пятерка--возрастные различия--интеллект--личностные черты--опросники--половые различия--старший школьный возраст--структурное моделирование--тесты--успешность обучения--факторы успешности--флюидный интеллект--школьное обучение
Аннотация: Представлены результаты анализа совместного влияния личностных черт Большой пятерки и флюидного интеллекта на общую академическую успешность, рассчитанную на основе оценок по математике, русскому языку и биологии. В работе также описаны результаты исследования половых различий по всем анализируемым признакам. Для диагностики личностных черт: нейротизма, экстраверсии, открытости опыту, сотрудничества и добросовестности - использовался опросник личностных черт "Revised NEO Personality Inventory" в русскоязычной адаптации. Флюидный интеллект измерялся с помощью теста "Стандартные прогрессивные матрицы". Данные обрабатывались методами однофакторного дисперсионного анализа, корреляционного анализа и моделирования структурными уравнениями при контроле пола и возраста. Согласно результатам дисперсионного анализа, среди личностных черт наибольшие половые различия с преимуществом девушек получены для открытости опыту, наименьшие - для нейротизма и экстраверсии. По показателю флюидного интеллекта не обнаружено половых различий. Показано также, что половые различия в пользу девушек получены для всех показателей успешности в школьном обучении, основанных на оценках учителей: с наибольшей разницей по биологии, с наименьшей - по математике и русскому языку. Согласно результатам структурного моделирования наилучшим образом описывает эмпирические данные теоретическая модель, в соответствии с которой экстраверсия отрицательно, а открытость опыту положительно связаны с интеллектом, а он, в свою очередь, вносит вклад в показатель общей академической успешности. В то же время, согласно этой модели, добросовестность является единственной из личностных черт Большой пятерки, которая вносит вклад в индивидуальные различия по академической успешности вне зависимости от уровня развития интеллекта. Эта модель совместного влияния личностных черт и интеллекта на успешность в обучении является универсальной и для девушек, и для юношей старшего школьного возраста. Результаты исследования интерпретируются в контексте инвестиционной теории и терминах компенсаторных механизмов развития психологических признаков.

Доп.точки доступа:
Тихомирова, Татьяна Николаевна (доктор психологических наук; профессор; член-корреспондент РАО)